Заместитель председателя Пермского краевого суда П.Н. Сурков, рассмотрев надзорную жалобу исполняющего обязанности директора (главного редактора) Муниципального унитарного предприятия " Организация " Чазова И. С. - законного представителя МУП " Организация " на постановление мирового судьи судебного участка N83 Чусовского муниципального района Пермского края от 10.03.2011 г. и решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17.03.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, в отношении МУП " Организация ",
УСТАНОВИЛ:
14 февраля 2011 года Чусовским городским прокурором в отношении МУП " Организация " вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, из которого следует, что в газете " Название" от 14.01.2011 г. опубликована статья главы Чусовского муниципального района С. "Правда за нами - мы победим!", содержащая признаки агитации, связана с подготовкой и проведением выборов. В связи с опубликованием указанной статьи МУП " Организация " не соблюдены требования ч. 6 ст.50 и ч. 6 ст.52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (л.д.3-7).
Постановлением мирового судьи судебного участка N83 Чусовского муниципального района Пермского края от 10.03.2011 г. МУП " Организация " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 тысяч рублей (л.д.73-74).
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17.03.2011 г. постановление мирового судьи судебного участка N83 Чусовского муниципального района Пермского края от 10.03.2011 г. оставлено без изменения, жалоба МУП " Организация " - без удовлетворения (л.д.88-91).
В жалобе МУП " Организация ", поступившей в Пермский краевой суд 31.03.2011 г., поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с их незаконностью и необоснованностью.
Чусовской городской прокурор Делиев А.Б. определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 04.04.2011 г. уведомлен о поступлении жалобы МУП " Организация " на постановление мирового судьи судебного участка N83 Чусовского муниципального района Пермского края от 10.03.2011 г. и решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17.03.2011 г., копия которой ему также направлена. Возражения от Чусовского городского прокурора Делиева А.Б. в адрес Пермского краевого суда не поступили.
Дело об административном правонарушении в отношении МУП " Организация " по ч.1 ст.5.5 КоАП РФ истребовано в Пермский краевой суд 04.04.2011 г. и поступило - 11.04.2011 г.
Изучив дело об административном правонарушении, считаю доводы, изложенные в надзорной жалобе, в соответствии с п.п.2-4 ст.30.17 КоАП РФ не могут повлечь отмену или изменение судебных постановлений.
Часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет"), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены статьями 45, 50 - 52 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии с п.6 ст.50 Федерального закона N67-ФЗ при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.
Согласно п.6 ст.52 Федерального закона N67-ФЗ, во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
В соответствии с п. 1.1 Устава МУП " Организация ", указанное предприятие является редакцией периодического печатного издания - газеты " Название", учрежденной администрацией города Чусового, зарегистрированной 03.09.1998 г. (л.д.18)
Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (организации) от 24.08.1998 г. N **, основным видом деятельности МУП " Организация " является производство и выпуск газеты " Название" (л.д.24).
В соответствии с п.2 ст.48 Федерального закона N67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В силу ч.ч.1, 2 ст.43 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. N208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае" агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Решением Земского собрания Чусовского муниципального района Пермского края от 22.12.2010 г. N857 назначена дата проведения выборов главы Чусовского муниципального района на 13.03.2011 г. Опубликовано указанное решение 25.12.2010 г. в газете " Название" N ** ( **) (л.д.11, 32, 33).
14.01.2011 г. в газете " Название" опубликована статья главы Чусовского района С. "Правда за нами - мы победим!" (л.д.15-16).
Анализ указанной статьи позволяет прийти к выводу о том, что она носит агитационный характер, поскольку из её заголовка и содержания усматривается призыв действующего главы Чусовского района С. , выразившего намерение участвовать в выборах главы Чусовского муниципального района, голосовать на предстоящих выборах определенным образом.
Поскольку статья С. , опубликованная в средстве массовой информации до начала агитационного периода, является агитационной, на МУП " Организация " лежали следующие обязанности:
- опубликовать в срок до 24.01.2011 г. сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты печатной площади (п.6 ст.50 Федерального закона N67-ФЗ);
- представить в Территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района вышеуказанные сведения, а также уведомление о готовности предоставления печатной площади для проведения предвыборной агитации в срок до 24.01.2011 г. (п.6 ст.50 Федерального закона N67-ФЗ);
- указать в газете " Название", где опубликована агитационная статья С. , следующую информацию (о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. В том случае, если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.) (п.6 ст.52 Федерального закона N67-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья городского суда пришли к выводу о том, что у МУП " Организация " была возможность не допустить нарушений порядка и условий опубликования (обнародования) в СМИ агитационных материалов, при этом мер для выполнения возложенных на него Федеральным законом N67-ФЗ обязанностей принято не было.
Таким образом, вывод мирового судьи и судьи городского суда о доказанности наличия в действиях МУП " Организация " состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В надзорной жалобе МУП " Организация " приводит довод о том, что поскольку статья С. опубликована в газете в период, который по правилам п.2 ст.49 Федерального закона N67-ФЗ не являлся агитационным, то соответственно данная статья не может считаться агитационным материалом. Кроме того, на момент публикации статьи 14.01.2011 г. С. не являлся кандидатом на должность главы Чусовского муниципального района, в связи с чем у МУП " Организация " отсутствовала обязанность приводить в газете сведения из числа указанных в п.6 ст.52 Федерального закона N67-ФЗ.
Данный довод не влечет отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основан на неправильном толковании норм материального закона.
В соответствии с подп.4 ст.2 Федерального закона N67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В данном случае статья С. "Правда за нами - мы победим!" опубликована в газете в период избирательной кампании, в частности, в период проведения выборов главы Чусовского муниципального района; указанная статья имеет специальную цель - побудить избирателей голосовать на предстоящих выборах главы Чусовского муниципального района за С. , в которой он выражает категоричное намерение участвовать в данных выборах, а также приводит доводы для граждан Чусовского муниципального района, направленность которых свидетельствует о склонении избирателей в определенную сторону (обеспечить С. поддержку на указанных выборах).
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что статья С. "Правда за нами - мы победим!" является предвыборной агитацией (агитационной деятельностью). Несмотря на то, что С. не являлся кандидатом на главу Чусовского муниципального района в том смысле, в каком понятие кандидата раскрывается в подп.35, 36 ст.2 Федерального закона N67-ФЗ, данное обстоятельство не освобождало МУП " Организация " от выполнения обязанностей из числа указанных в п.6 ст.5О и п.6 ст.52 Федерального закона N67-ФЗ при опубликовании в средстве массовой информации агитационных материалов.
В надзорной жалобе МУП " Организация " приводит довод о том, что для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.5 КоАП РФ не имеет правового значения характер публикуемого материала (агитационный или нет).
Данный довод является необоснованным и отмену обжалуемых судебных постановлений не влечет.
Диспозицией ч.1 ст.5.5 КоАП РФ охватываются действия, нарушающие порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов (в том числе агитационных материалов).
Таким образом, установление того, является ли предоставленный для публикации материал агитационным или нет, относится к обстоятельствам, имеющим значение для возбуждения и правильного разрешения дела по ч.1 ст.5.5 КоАП РФ.
Несостоятельным является довод надзорной жалобы МУП " Организация " о том, что мировой судья и судья городского суда не исследовали вопрос о 30 - дневном сроке уведомления о готовности предоставить печатную площадь и публикации сведений о размере печатной площади со дня опубликования решения о назначении выборов.
Согласно письму МУП " Организация " от 10.02.2011 г. N10(01-06), адресованному Чусовскому городскому прокурору, информация о размере и других условиях оплаты печатной продукции для проведения предвыборной агитации на страницах газеты " Название" не публиковалась, так как указанное печатное издание не подавало уведомление в Территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района о готовности участвовать в предвыборной агитации (л.д.32). Изложенное свидетельствует о нарушении со стороны МУП " Организация " требований п.6 ст.50 Федерального закона N67-ФЗ.
Другие доводы надзорной жалобы (об отсутствии у МУП " Организация " прямого умысла на совершение действий (бездействия), нарушающих порядок и условия опубликования (обнародования) в СМИ агитационных материалов) являлись предметом рассмотрения мирового судьи и судьи городского суда, в постановлении мирового судьи от 10.03.2011 г. и решении судьи городского суда от 17.03.2011 г. им дана надлежащая правовая оценка, выводы должным образом мотивированы, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Постановление о привлечении МУП " Организация " к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание МУП " Организация " назначено в пределах санкции ч.1 ст.5.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст.З.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, в минимальном размере.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение вступивших в законную силу судебных постановлений, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи и решения судьи городского суда при рассмотрении надзорной жалобы и проверке законности обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст.30.12, ч.ч.1, 2 ст.30.13, п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N83 Чусовского муниципального района Пермского края от 10.03.2011 г. и решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 17.03.2011 г., вынесенные в отношении Муниципального унитарного предприятия " Организация " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности директора (главного редактора) МУП " Организация " Чазова И.С. - законного представителя МУП " Организация " - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда - подпись - П.Н. Сурков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.