Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев по надзорной жалобе Открытого акционерного общества Научно-производственное объединение " Организация" на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 01 декабря 2010 года, решение судьи Пермского краевого суда от 12 января 2011 года дело об административном правонарушении по ст. 6.16. КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества Научно-производственное объединение " Организация" (далее ОАО НПО " Организация"),
УСТАНОВИЛ:
13 октября 2010 года оперуполномоченным ОКЛОН Управления ФСКН России по Пермскому краю капитаном милиции ФИО был составлен протокол об административном правонарушении N **, согласно которому ОАО НПО " Организация" нарушен пункт 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 года N 177-ФЗ), за что предусмотрена административная ответственность по статье 6.16 КоАП РФ (л.д. 6 - 9).
Определением и.о. начальника Управления ФСКН России по Пермскому краю от 11 октября 2010 года на основании акта проверки N ** от 08.10.2010 года в отношении ОАО НПО " Организация" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ (л.д. 140-144).
Определением начальника Управления по Пермскому краю Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков от 13 октября 2010 года материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения по подведомственности в Орджоникидзевский районный суд г.Перми (л.д. 1 - 4).
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 01 декабря 2010 года ОАО НПО " Организация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей (л.д. 179 - 182).
Решением судьи Пермского краевого суда от 12 января 2010 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО НПО " Организация" без удовлетворения (л.д. 200 - 205).
В надзорной жалобе ОАО НПО " Организация", поступившей в Пермский краевой суд 02 февраля 2011 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении административного производства в связи с малозначительностью правонарушения. Требования мотивированы тем, что в период проверки ОАО НПО " Организация" устранило все выявленные нарушения. Судебные инстанции не учли, что отсутствие специальных журналов учета прекурсоров не свидетельствовало об отсутствии их учета в целом, поскольку учет прекурсоров и хозяйственных операций, связанных с их оборотом, осуществлялся путем ведения карточек учета материалов. При проведении проверки не было выявлено расхождений в количестве прекурсоров, не выявлено их недостачи либо излишков. Заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что выявленное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны здоровья населения. Судебными инстанциями при вынесении судебных постановлений не учтено, что ОАО НПО " Организация" ранее не привлекалось за подобные административные правонарушения.
В целях проверки доводов надзорной жалобы в Пермский краевой суд 04 февраля 2011 года истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило в Пермский краевой суд 14 февраля 2011 года.
Изучив дело об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе ОАО НПО " Организация", оснований для отмены судебных постановлений не усматриваю.
Согласно ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" (далее Правила).
Судебными инстанциями установлено, что на основании приказа начальника Управления по Пермскому краю Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 10 сентября 2010 года проводилась проверка в отношении ОАО НПО " Организация", предметом которой являлось соблюдение обязательных требований нормативных правовых актов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан (л.д. 37).
При проведении с 17.09.2010 года по 08.10.2010 года плановой выездной проверки ОАО НПО " Организация", были выявлены нарушения правил учета прекурсоров, включенных в Таблицу Ш Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства 30.06.1998 г. N681, а именно:
нарушен п. 2 Правил, в подразделениях ОАО НПО " Организация", в которых осуществляются операции, при которых изменяется количество прекурсоров, отсутствуют специальные журналы регистрации операций с ними;
нарушен п. 5 Правил, отсутствует приказ о назначении лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, в подразделениях ОАО НПО " Организация";
нарушены п.п. 6, 7 Правил, у ответственных лиц в подразделениях ОАО НПО " Организация" отсутствуют документы, или их копии, подтверждающие совершение операций с прекурсорами, превышающих 100 килограмм.
Указанными действиями ОАО "НПО " Организация" нарушило п. 12 ст. 30 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 года N 177-ФЗ).
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях ОАО НПО " Организация" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, являются правильными, должным образом мотивированными и обоснованными. Они подтверждаются протоколом N 168 об административном правонарушении, составленном в присутствии законного представителя юридического лица, который указал в своих объяснениях, что признает факт установленных нарушений (л.д. 6 - 9); актом N ** по результатам проверки ОАО НПО " Организация" от 08.10.2010 года, где указаны допущенные юридическим лицом нарушения (л.д. 10 - 22); копиями справок о фактическом наличии наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих веществ, рецептурных бланков, подлежащих предметно-количественному учету (л.д. 23 - 36); копией списка подразделений ОАО НПО " Организация", где осуществляется деятельность с использованием прекурсоров, включенных в список IV Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 годаN 681 (л.д. 49); карточками учета материалов (соляной кислоты, серной кислоты, толуола, уксусной кислоты, ацетона, перманганата калия) за 2009 - 2010 гг. (л.д. 53 - 60, 64 - 69, 71 - 76, 78 - 80, 82 - 87, 89 - 93, 95, 97, 100-106, 108, ПО, 112-114, 116 118, 120, 122, 125, 127-128, 131, 134 - 135); пояснениями представителя юридического лица в судебном заседании 01 декабря 2010 года, где он указал, что с протоколом и с выявленными нарушениями согласен (л.д. 169), а также аналогичными пояснениями в судебном заседании 12 января 2011 года (л.д. 198 - 199).
Доводы надзорной жалобы о том, что все выявленные нарушения были устранены заявителем в период проверки, выявленное правонарушение является малозначительным, и поэтому производство по делу подлежит прекращению, являются несостоятельными и о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций о том, что выявленное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны здоровья населения, о незаконности обжалуемых постановлений не свидетельствует и их отмены не влечет.
Доводы о том, что учет прекурсоров и хозяйственных операций, связанных с их оборотом, осуществлялся путем ведения карточек учета материалов, и расхождений в количестве прекурсоров при проверке не выявлено, о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют.
Статья 6.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение, в том числе, правил учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Собранные по делу доказательства подтверждают тот факт, что ОАО НПО " Организация" в своей деятельности использовало прекурсоры (соляной кислоты, серной кислоты, уксусной кислоты, толуола, ацетона, перманганата калия) и в нарушение п. 12 ст.ЗО Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", пунктов 2, 5,6, 7 Правил, не организовало в соответствии с действующим законодательством учет операций (оборот) с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.
Наличие данных нарушений подтвердили законные представители юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 8), в судебных заседаниях 01 декабря 2010 года (л.д. 168 -171) и 12 января 2011 года (л.д. 198 - 199). Факт совершения административного правонарушения не отрицается по существу и в надзорной жалобе.
Утверждение заявителя надзорной жалобы о том, что судебные инстанции не учли факт привлечения к административной ответственности заявителя за подобные административные правонарушения впервые, являются несостоятельными.
При назначении наказания суд учел характер административного правонарушения, объем и характер выявленных нарушений, их добровольное устранение юридическим лицом, а также отсутствие отягчающих обстоятельств (среди которых согласно статье 4.3 КоАП РФ - повторное совершение однородного административного правонарушения).
Действия юридического лица квалифицированы правильно, наказание назначено в соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.8 и 4.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в минимальном размере.
Доводы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не являются основанием для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Судьей районного суда при вынесении постановления о назначении административного наказания собранным и представленным доказательствам по делу об административном правонарушении в отношенииОАО НПО " Организация" дана надлежащая правовая оценка.
Судья краевого суда, согласившись с такой оценкой доказательств, подтверждающей вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16. КоАП РФ, обоснованно не усмотрел оснований для их переоценки, его выводы достаточно мотивированы, правильно применены нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17. КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 01 декабря 2010 года, решение судьи Пермского краевого суда от 12 января 2011 года по делу об административном правонарушении по ст. 6.16. КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества Научно-производственное объединение " Организация" оставить без изменения, жалобу ОАО НПО " Организация" оставить без удовлетворения.
Заместитель председателя Пермского краевого суда - подпись П.Н. Сурков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.