Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Истоминой Т.А., Ивановой Т.Г.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Тупицыной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2011 года в г. Кудымкар Пермского края дело по кассационной жалобе исполняющего обязанности главы администрации Юрлинского муниципального района на решение Юрлинского районного суда Пермского края от 5 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части, которым постановлено:
Заявление прокурора Юрлинского района удовлетворить.
Признать часть 5 статьи 27 и часть 4 статьи 38 Устава муниципального района, принятого решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27 ноября 2008 года N 290 противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия.
Заслушав доклад судьи Истоминой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юрлинского района обратился в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента принятия ч.5 ст. 27 и ч.4 ст. 38 Устава Юрлинского муниципального района.
Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что Устав Юрлинского муниципального района был принят решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района N 290 от 27.11.2008 года и зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 16.01.2009 года за N RU 815050002009001. Устав был опубликован в газете " Вестник Юрлы" от 24.02.2009 года.
В соответствии с ч.5 ст. 27 Устава председатель Земского Собрания, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, продолжает получать назначенную ему заработную плату ( с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случаях: упразднения должности в связи с изменением административно-территориального устройства района; неизбрания его депутатом, исполняющим свои полномочия в Земском Собрании на постоянной ( профессиональной) основе, после окончания срока его полномочий.
Согласно ч.4 ст. 38 Устава глава муниципального района после оставления должности продолжает получать назначенное ему денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года после оставления своей должности в следующих случаях: после окончания срока полномочий при неизбрании главой на новый срок полномочий; при упразднении должности в связи с упразднением, преобразованием муниципального образования либо в связи с изменением структуры органов местного самоуправления; добровольного сложения полномочий, если он проработал в своей должности не менее года; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей.
В случае, если на новом месте работы лицо, оставившее должность главы муниципального района, получает заработную плату ниже размера должностного оклада по прежней должности, ему производится доплата до уровня прежнего должностного оклада, но не более шести месяцев со дня ухода с должности.
Указанные нормы Устава противоречат действующему законодательству.
Согласно ст. 18 ФЗ от 28.08.1995 года N 154-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием в этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.
Данное положение утратило силу 1 января 2009 года.
Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 2 закона Пермской области от 18.11.1997 года N 896 " О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области".
В соответствии со ст. 10 данного закона выборное должностное лицо органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: неизбрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей.
Если уровень заработной платы лица, освобожденного от должности выборного должностного лица по основаниям, указанным в подпунктах "а" и " б" настоящего пункта, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств местного бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования.
Приведенный закон утратил силу с 1 января 2006 года связи с принятием закона Пермского края от 29.12.2005 года N 2804-632 "О признании утратившим силу отдельных законов Пермской области".
Иных региональных законов, предусматривающих оспариваемые социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности, либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих Уставах органов местного самоуправления не имеется.
На основании ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.
Согласно ч.5.1 ст.40 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Из анализа указанных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта РФ.
Ни законы Пермского края, ни законы РФ таких гарантий не предусматривают.
Таким образом, ч.5 ст. 27 и ч.4 ст. 38 Устава Юрлинского муниципального района противоречат действующему законодательству и являются незаконными с момента их принятия.
В судебном заседании заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. заявленные прокурором Юрлинского района требования поддержала.
Представитель Земского Собрания Юрлинского муниципального района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель главы Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю. заявленные требования не признал, ссылаясь на ст. 12 Конституции РФ, ч.2 ст. 1 ФЗ N 131-ФЗ, пояснил, что согласно указанных положений закона представительному органу местного самоуправления в пределах своей компетенции предоставлена возможность самостоятельно устанавливать гарантии для выборных должностных лиц за счет средств местного бюджета.
Не согласен с позицией прокуратуры в части срока оспаривания Устава, поскольку он принят 27.11.2008 года.
В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого ставит вопрос в кассационной жалобе и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района Иванов А.П., ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на неверное толкование судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Михалёву Н.А., пояснения представителя администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В., обсудив доводы кассационной жалобы и возражения заместителя прокурора Юрлинского района, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно статьи 18 Федерального закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ (в редакции от 2005 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" право установления социальных гарантий депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления, было передано в ведение субъектов РФ.
Данное положение утратило силу с 1 января 2009 года.
В соответствии со ст. 10 Закона "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области" от 18.11.1997 года выборное должностное лицо органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: неизбрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления либо изменением административно-территориального устройства муниципального образования; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей.
Если уровень заработной платы лица, освобожденного от должности выборного должностного лица по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств местного бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования.
Указанный закон утратил силу с 01.01.2006 года.
Таким образом, на момент принятия Устава Юрлинского муниципального района 27.11.2008 года, Закон Пермской области, предусматривающий указанные выше гарантии не действовал, а на момент регистрации Устава в Управлении Минюста по Пермскому краю 16.01.2009 года утратил силу и ФЗ N 154-ФЗ.
Согласно ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Таких законов на момент принятия Устава до прекращения полномочий главы Юрлинского муниципального района Мелехина А.Л. и председателя Земского Собрания Юрлинского муниципального района Адилбаева Б.Т., так и на день рассмотрения дела в суде, не имелось и не имеется. Предусматривающий указанные выше гарантии Закон Пермской области "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления", как уже было указано, утратил силу с 01.01.2006 года, т.е на момент принятия устава, не действовал, на момент регистрации Устава утратил силу и Федеральный закон N 154-ФЗ.
Кроме того, по смыслу ст. 172 ТК РФ гарантии лицам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, могут быть установлены законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании срока полномочий.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
При этом, данным законом не устанавливаются гарантии трудовых прав лицам, избранным на выборные муниципальные должности при прекращении полномочий.
Из анализа приведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть, предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законами субъекта РФ.
Таких законов, как уже было указано, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент принятия Земским Собранием Юрлинского муниципального района Устава, ни при прекращении полномочий выборных должностных лиц, ни региональное, ни федеральное законодательство не предусматривало указанных в Уставе Юрлинского муниципального района гарантий для выборных должностных лиц органа местного самоуправления, а следовательно, включение в Устав положений, предусматривающих указанные гарантии, является неправомерным.
Кроме того, введение в отдельно взятом муниципальном образовании дополнительных гарантий после прекращения полномочий выборных должностных лиц нарушает принцип единства правового регулирования в данной сфере правоотношений.
В связи с вышеизложенным оспариваемые заявителем ч.5 ст. 27 и ч.4 ст. 38 Устава Юрлинского муниципального района противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ, является основанием для признания нормативного правового акта недействующим в части, в связи с указанными выше обстоятельствами - со дня его принятия.
Юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, совокупности доказательств дана правильная оценка, выводы суда, изложенные в решении суда должным образом мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, постановленное судом решение -законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юрлинского районного суда Пермского края от 5 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части оставить без изменения, а кассационную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий -Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.