Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Мальцевой М.Е.
судей Истоминой Т.А., Мелюхина А.В.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Тупицыной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2011 года в г. Кудымкар Пермского края дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 08 декабря 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Ноговициной Е. И. с учетом членов ее семьи - мужа ФИО1 и малолетних детей ФИО2, дата рождения, ФИО3, дата рождения и ФИО4, дата рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в с. **** применительно к условиям населенного пункта общей площадью не менее 90 квадратных метров за счет средств, выделяемых бюджету Юсьвинского района на эти цели Министерством социального развития Пермского края из средств бюджета Пермского края.
Заслушав доклад судьи Истоминой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с иском в интересах Ноговициной Е.И. к администрации Юсьвинского муниципального района, администрации Юсьвинского сельского поселения, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения с учетом членов ее семьи. Требования мотивированы тем, что Ноговицина Е.И. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, на ее иждивении имеются трое малолетних детей, она проживает вместе с мужем ФИО1 и детьми у свекрови в д. ****, своего жилья не имеет. Ноговицина Е.И., как оставшаяся без попечения родителей, ее муж и их совместные дети, как члены ее семьи обладают правом внеочередного получения жилой площади по установленным нормам.
В судебном заседании помощник прокурора Юсьвинского района Овчинникова Н.В. требования поддержала, просила обязать администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить вне очереди Ноговициной Е.И. с учетом членов ее семьи жилое помещение за счет средств, выделяемых бюджету Пермского края из средств бюджета Пермского края.
Истец Ноговицина Е.И. требования прокурора поддержала. Пояснила, что своего жилья на праве собственности, а также приватизированного жилья ни она, ни ее муж не имеют. Какого-либо жилого помещения за ней не закреплено. После окончания училища в 2008 году администрация Юсьвинского района не предоставила ей жилья вне очереди по договору социального найма. 18.06.2009г. ее в Юсьвинском сельском поселении поставили на льготную очередь на получение жилья по N29.
Представитель ответчика администрации Юсьвинского сельского поселения Трубинова М.А. с иском не согласилась, пояснила, что Ноговицина Е.И. после лишения ее родителей родительских прав, в 2000 году была устроена в Спиринский детский дом, за ней был закреплен жилой дом в д. ****, принадлежащий ее родителям.
Однако в настоящее время в данном доме проживать невозможно, так как оно пришло в негодное состояние. Ноговицина Е.И. поставлена в льготную очередь на получение жилья. Новое жилье в районе не строится. Не имеется и денежных средств для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации Юсьвинского муниципального района Ковыляева С.А. с иском не согласилась, пояснила, что Ноговицина Е.И. в Юсьвинском районе не проживает, с 2007г. зарегистрирована на территории Сивинского муниципального образования. Считает, что Юсьвинский муниципальный район не обязан предоставлять Ноговициной Е.И. жилое помещение с учетом членов ее семьи, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Данный вопрос должен решаться по месту ее регистрации в Сивинском муниципальном районе.
Представитель Министерства финансов Пермского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился, указав, что перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляет Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Единолично, самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства Министерство финансов не вправе.
Представители соответчиков Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласились.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития Пермского края по доверенности Старцева Н.А. с решением суда не согласна, указывая на нарушением судом норм материального права. Считает, что судом не учтено, что за Ярусовой Е.И. (в связи с замужеством Наговоциной Е.И.) при устройстве ее в детский дом было закреплено жилье, принадлежащее ее родителям. В связи с чем, у нее не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, она должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма за счет средств местного бюджета в порядке п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Полагает, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Просит решение суда отменить и принять новое, отказав в удовлетворении исковых требований прокурору Юсьвинского района в интересах Ноговициной Е.И.
В отзыве на кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края Министерство финансов Пермского края считает доводы жалобы обоснованными.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Юсьвинского района Сюркаева Н.В., а также Ноговицина Е.И. считают решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу просят оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Михалеву Н.А., пояснения Ноговициной Е.И., обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно п.4 ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8 закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что Наговицина Е.И., дата рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: ее мать ФИО5, отец ФИО6 лишены родительских прав 11.02.2000г. 29.08.2000г. мать Ноговициной Е.И. умерла. Постановлением главы Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области N 67 от 03.04.2000г. Ярусова Е.И. устроена в Спиринский детский дом. За ней и ее сестрой ФИО7 закреплен жилой дом в д. ****, принадлежащий их родителям (л.д.9).
10.06.2008г. Ноговицина Е.И. окончила обучение в ГОУ НПО " Организация ".
Согласно акта технического состояния закрепленного за Ноговициной Е.И. жилого дома, расположенного в д. ****, от 29.04.2009г., комиссией вынесено решение о том, что дом находится в состоянии непригодном для проживания (л.д.17).
Постановлением главы Юсьвинского сельского поселения Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края от 18.06.2009г. N 25, Ноговицина Е.И. (Ярусова Е.И.) поставлена на учет в льготную очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.19).
В настоящее время Ноговицина Е.И. имеет состав семьи: муж ФИО1 ., малолетние дети ФИО4, ФИО3, ФИО2. (л.д. 14-16). Семья Ноговициной Е.И. проживает в квартире свекрови общей площадью 43,9 кв.метров. В трех комнатах проживает три семьи в количестве 9 человек: свекровь, сестра мужа с детьми и семья истицы из пяти человек, то есть на 1 человека приходится 4,9 кв. метров общей площади. При этом учетная норма в администрации Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района установлена 12 кв. метров. Таким образом, муж истицы ФИО1 ., как и сама истица, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом, своего жилья на праве собственности, а также приватизированного жилья истица и ее муж на территории Юсьвинского и Сивинского районов не имеют.
В настоящее время, как уже указывалось выше, закрепленное за Ноговициной Е.И. жилье - жилой дом, принадлежащий ее родителям, непригодно для проживания.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора Юсьвинского района в интересах Ноговициной Е.И., в связи с чем, заявленные требования удовлетворил правомерно.
Ноговициной Е.И. с учетом членов ее семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет средств, выделяемых бюджету Юсьвинского муниципального района на эти цели Министерством социального развития Пермского края из средств бюджета Пермского края общей площадью не менее 90 кв.м, т.к. согласно постановления главы Юсьвинского сельского поселения от 11.02.2008 года N 11/2 учетная норма общей площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет на 1 человека 18 кв.м.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с тем, что жилое помещение Ноговициной Е.И. и членам ее семьи должно быть предоставлено в с. ****.
Как следует из материалов дела, прокурором были заявлены требования о предоставлении Ноговициной Е.И. с членами семьи жилого помещения на территории ****, но не конкретно в с. ****. Ноговицина Е.И. родилась и проживала с родителями в д. **** ( в настоящее время ****). На учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, Ноговицина Е.И. состояла в администрации Юсьвинского сельского поселения. В связи данными обстоятельствами жилое помещение Ноговициной Е.И. и членам ее семьи следует предоставить в ****.
При указанных выше обстоятельствах решение суда подлежит уточнению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление Ноговициной Е.И. жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.
Поскольку законом предусмотрено предоставление жилья указанной категории граждан именно во внеочередном порядке, то предоставление жилого помещения Ноговициной Е.И. не нарушит права лиц, которые поставлены на очередь ранее нее.
Ссылка Министерства социального развития Пермского края в кассационной жалобе на то, что судом не учтено, что за истцом было закреплено жилое помещение, в связи с чем, у нее не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, несостоятельна.
Формальное закрепление за Ноговициной Е.И. жилого помещения, не является основанием к отказу в иске, поскольку ко дню рассмотрения иска оно фактически является непригодным для проживания, таковым признано в установлено законом порядке, вследствие чего Ноговицина Е.И. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в льготной очереди на получение жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности решения суда о возложении обязанности предоставления жилого помещения с учетом членов семьи Ноговициной Е.И. несостоятельны.
Законом Пермского края от 14.07.2008 г N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей (пп.3 ст.9, пп.9 ст.1 закона).
Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Судом постановлено законное и обоснованное решение, для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется оснований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 08 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Юсьвинского района в интересах Ноговициной Е. И. к администрации Юсьвинского муниципального района, администрации Юсьвинского сельского поселения, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству ЖКХ Пермского края о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Резолютивную часть указанного решения суда изложить в следующей редакции: Обязать администрацию Юсьвинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Ноговициной Е. И. с учетом членов ее семьи - мужа ФИО1 и малолетних детей ФИО2, дата рождения, ФИО3, дата рождения, ФИО4, дата рождения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение по договору социального найма на территории Юсьвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 90 квадратных метров за счет средств, выделяемых на эти цели Министерством социального развития Пермского края из средств бюджета Пермского края.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.