Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Мальцевой М.Е.
и судей Истоминой Т.А., Мелюхина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 января 2011 г. в г. Кудымкар Пермского края дело по кассационной жалобе межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края на решение Карагайского районного суда Пермского края от 23 ноября 2010 года, которым постановлено:
признать отказ Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1 января 2010 года Анферовой А.И. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным;
обязать Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края предоставить с 1 января 2010 года Анферовой А.И. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как ветерану труда;
взыскать с Межрайонного территориального управления ** Министерства социального развития Пермского края в пользу Анферовой А.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Мальцевой М.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анферова А.И. обратилась в суд с заявлением к Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту -МТУ ** Минсоцразвития Пермского края) о признании отказа в предоставлении ей с 1 января 2010 года компенсации за коммунальные услуги как ветерану труда незаконным и возложении обязанности по предоставлению в денежной форме указанных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Требования мотивировала тем, что с 1 января 2010 года ответчиком ей необоснованно отказано в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда. Отказ в предоставлении льгот мотивирован тем, что она пользуется льготами как педагог-пенсионер по ФЗ "Об образовании", с чем она не согласна. Считает, что меры социальной поддержки для педагогов и ветеранов труда различны по своему содержанию и она вправе получать льготы по обоим основаниям. Полагает, что ответчик неправильно толкует нормы действующего законодательства.
В судебном заседании истица требования поддержала и пояснила, что получает льготы как педагогический работник, до 1 января 2010 года пользовалась также 50% скидкой на оплату воды, канализации и газа, как ветеран труда.
В судебном заседании представитель ответчика МТУ ** Минсоцразвития Пермского края не участвовал, о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО " Организация" Ф. в отзыве на исковое заявление, указал, что с 1 января 2010 года льгота истице в размере 50% по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлялась в связи с истечением срока действия договора.
Представитель третьего лица - ООО " Организация1" в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ответчик с решением суда не согласен, указывает, что органами соцзащиты права заявительницы не нарушены. Субъект РФ вправе устанавливать меры социальной поддержки самостоятельно, определяя условия, при которых лица вправе на них претендовать. Действующим региональным законодательством истцу могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию: либо как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, либо как ветерану труда. Педагогическим работникам предоставляется ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по отоплению и освещению жилья. Ветераны труда также получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов в определенных размерах. Форма предоставления мер одна - ежемесячная денежная компенсация, которая является единой и неделимой. Разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг законодательством не предусмотрено. Просит отменить решение суда.
В возражениях на кассационную жалобу истец поддерживает решение суда и настаивает на своих требованиях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что истец является педагогическим работником, проработавшим в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет и вышедшим на пенсию, в связи с чем она пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), электроснабжения в части освещения и отопления от электрокотлов и электронагревательных приборов, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
При этом суд также установил, что истец пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) как ветеран труда до 1 января 2010 года, что не оспаривается в кассационной жалобе.
Ответчиком с 1.01.2010 года отказано в предоставлении истице мер социальной поддержки как ветерану труда, поскольку она получает соцподдержку как педагог-пенсионер, и, как считает ответчик, и не может получать меры соцподдержки по иным основаниям.
С указанной позицией ответчика согласиться нельзя.
Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам, предусмотрены соответственно ст. 13 ФЗ "О ветеранах" и ст. 55 ФЗ "Об образовании".
В соответствии со ч.ч.1,3 ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В настоящее время подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" от 30.11.04г N1830-388 (в редакции Законов края N516 от 16.11.2009 года и N629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде дополнительной ЕДК в 233 рубля (совокупный размер ЕДК в 650 рублей). Если и эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 рублей и совокупный ЕДК может достигать 800 рублей (для одиноких ветеранов в целях компенсации 50 % расходов - 885 рублей или 1035 рублей).
Таким образом, указанная мера соцподдержки ветерана предусматривает компенсацию не более 50% его расходов на оплату жилья и указанных выше коммунальных услуг.
Согласно ФЗ РФ "Об образовании", Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" N 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края N136К от 08.11.07г "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам" истица пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Согласно ст. 1 указанного Закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
С 18.06.2010г. действует Закон Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" N628-ПК от 01.06.2010г., статьей 2 которого предусмотрено, что социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ими ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК) на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010 года N 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.
Анализируя указанные нормативные акты в целом, судебная коллегия приходит к выводу, что мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК в размере 417 рублей (или 650 рублей, или 800 руб. и т.д.), право на получение которой имеет истец как ветеран труда, не является той же мерой социальной поддержки, получаемой ею как педагогическим работником- пенсионером.
Суд верно отметил, что истец как педагог-пенсионер имеет возможность получать ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения (наем, содержание и ремонт) и следующих коммунальных услуг: электроснабжение (в целях освещения и отопления жилого помещения), отопление (теплоснабжение), твердое топливо, газоснабжение (в целях отопления). При этом данные расходы компенсируются полностью.
Как ветеран труда, истец вправе получать меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение и т.д.) в виде ежемесячной компенсации расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере - 417 рублей (или иная сумма), которая компенсирует 50% фактических расходов гражданина.
Таким образом, мера социальной поддержки, предоставляемая педагогическим работникам (в т.ч. пенсионерам), проживающим в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, поскольку они предусматривают различный объем компенсируемых услуг. Данные меры социальной поддержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, не являются идентичными, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставлявшихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан.
Ответчик, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" утверждает, что действующее законодательство в сфере регулирования социального обеспечения граждан основывается на принципе выбора гражданином - получателем мер социальной поддержки -основания получения таких мер только по одному основанию, в том случае, когда оснований у такого гражданина несколько.
Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Данные положения предусматривают выбор мер социальной поддержки, когда лицо имеет несколько оснований для получения мер социальной поддержки по данному закону, а не в тех случаях, когда идет речь о других основаниях получения других мер социальной поддержки.
Применительно к данному конкретному случаю, федеральное законодательство, касающееся мер социальной поддержки педагогов, такого положения не содержит; в связи с чем суд правомерно признал действия ответчика по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными.
Необходимо отметить и то, что Федеральным законом N122-ФЗ 22.08.2004 г. был введен принцип, согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на субъекты РФ была возложена обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только безусловное сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. То есть, если граждане имели право и (или) получали меры социальной поддержки по ранее действовавшему законодательству (в натуре ли, или в виде компенсации), в том числе по нескольким основаниям, то они не могут быть лишены этого уже признанного за ними и предоставленного им права только потому, что предоставление льгот в натуре заменяется на денежные компенсации.
Учитывая, что ранее истец пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 1.01.2010 года у ответчика не имелось.
В данном случае, как уже указывалось выше, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для ветеранов труда и педагогических работников различные, а потому истцу должны быть предоставлены меры социальной поддержки и как ветерану труда, и как педагогу-пенсионеру, на что обоснованно указано судом в решении.
Ответчик в жалобе ссылается на невозможность предоставления истцу ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда, поскольку дробление ежемесячной денежной компенсации законодательством не предусмотрено. Данные доводы отмену решения суда не влекут, суд правильно отметил, что отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса не может служить основанием для лишения истца его права на получение мер социальной поддержки предусмотренных для данной категории лиц.
Ссылки подателя жалобы на определения Конституционного суда РФ не влекут отмену решения суда, поскольку определения Конституционного суда в систему нормативных правовых актов РФ не входят.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, нормы материального права истолкованы и применены судом первой инстанции верно.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из решения суда выводы о необходимости взыскания с ответчика судебных расходов в сумме 200 рублей в пользу истицы, поскольку из материалов дела усматривается, что судом на основании заявления истицы решен вопрос о возврате государственной пошлины в сумме 200 рублей, в связи с наличием у истицы соответствующих льгот.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 23 ноября 2010 года по заявлению Анферовой А.И. к Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности их предоставления как ветерану труда - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Исключить из решения выводы суда о взыскании с Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края в пользу Анферовой А.И. судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.