Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе
председательствующего Сладковской Е.В.
судей Хряпиной Е.П., Орловой О.П.
при секретаре Горбачевой Н.Г. рассмотрела в судебном заседании 29 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Дмитриева Ж.В. на решение Опочецкого районного суда Псковской области от 25 октября 2011 года, которым постановлено:
"В требованиях Дмитриеву Ж.В. о признании незаконным избрания Долгоносова А.И. главой Администрации городского поселения "Опочка" отказать".
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Хряпиной Е.П., объяснения Дмитриева Ж.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заинтересованного лица Долгоносова А.И., представителей заинтересованного лица - Администрации Опочецкого района Псковской области Константинова Н.А. и Балан О.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев Ж.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации городского поселения "Опочка" от 26 сентября 2011 года о наделении Долгоносова А.И. статусом кандидата на замещаемую должность и, как следствие, избрание его на указанную должность незаконными.
В обоснование требований указал, что решение конкурсной комиссии о допуске Долгоносова А.И. к участию во втором этапе конкурса и наделении статусом кандидата на замещаемую должность проведено с нарушением требований статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2.6 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка", а также условий конкурса, опубликованных в газете "Красный Маяк" от 24 августа 2011 года и предусматривающих срок подачи документов в течение 15 календарных дней со дня опубликования. Так, Долгоносовым А.И. нарушен срок представления документов в конкурсную комиссию, поскольку медицинское заключение о состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнять обязанности по соответствующей должности муниципальной службы (по форме N 086-у) и сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера были представлены им только 26 сентября 2011 года, в день проведения 1 этапа конкурса.
Несмотря на данные нарушения, Собрание депутатов городского поселения "Опочка" избрало Долгоносова А.И. главой Администрации городского поселения "Опочка".
Полагает, что данными действиями конкурсная комиссия и Собрание депутатов нарушило его избирательные права, предусмотренные Конституцией РФ, просит суд отменить решение конкурсной комиссии от 26 сентября 2011 года в части о допуске к участию во втором этапе конкурса участников Долгоносова А.И. Проведение конкурса и его итоги по результатам голосования депутатов собрания - не оспаривает.
Заинтересованные лица, председатель конкурсной комиссии Васильева О.Я., секретарь конкурсной комиссии Балан О.М., глава городского поселения "Опочка" Аксенов Г.А., представители Администрации Опочецкого района Бобылева Т.Ю., Константинов Н.А., а также Долгоносов А.И., избранный на должность главы Администрации городского поселения "Опочка", полагали заявление не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием к этому правовых оснований.
Заинтересованное лицо Захарова Л.В. полагала, что решение конкурсной комиссии от 26 сентября 2011 года нарушает ее права и не соответствует требованиям действующего законодательства, однако возражений против результатов голосования собрания депутатов не высказала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Дмитриевым Ж.В. ставится вопрос об отмене постановленного решения по мотивам нарушения норм материального права, в частности положений пункта 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несоответствия положениям пунктов 2.4, 2.6 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка" и условиям проведения конкурса, опубликованным в районной газете "Красный маяк" от 24 августа 2011 года.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы в пределах, установленных частью 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
В силу положений частей 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 5-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Лицо, поступающее на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Пунктом 5 данной статьи определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
В пункте 6 названной статьи предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4.3 раздела 5 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка", утвержденного решением Собрания депутатов городского поселения "Опочка" от 19 ноября 2009 года N 128 в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Устава муниципального образования "Опочка".
В силу статей 27, 29 Устава муниципального образования "Опочка" глава Администрации городского поселения назначается на должность по контракту Собранием депутатов поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания депутатов, но не менее чем на два года.
Из Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка" усматривается, что отбор кандидатов производится на альтернативной основе из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе, путем оценки представленных документов (1 этап) и собеседования (2 этап). Лица, желающие участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию в течение 15 календарных дней со дня официального опубликования объявления заявление и необходимые документы, перечисленные пунктом 2.4 Порядка, в том числе: медицинское заключение о состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнять обязанности по соответствующей должности муниципальной службы (по форме N 086-у) и сведения о доходах за год, предшествующих году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По итогам рассмотрения документов конкурсная комиссия допускает к участию во 2-м этапе участников конкурса, отвечающим установленным в Порядке квалификационным требованиям, данное решение доводится до всех участников в устной форме.
Пунктом 4.7 Порядка определено, что второй этап конкурса может быть проведен конкурсной комиссией как в день проведения первого этапа, так и на следующий день. По результатам проведения второго этапа - собеседования каждому конкурсанту производится оценка по пятибалльной шкале. Конкурсант, набравший не менее 15 баллов, по решению комиссии представляется Собранию депутатов поселения, и с этого момента участники конкурса приобретают статус кандидатов на должность главы Администрации. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов комиссии и оформляются решением, которое подписывается председателем и секретарем конкурсной комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решениями Собрания депутатов городского поселения "Опочка" от 18 августа 2011 года N 64 и конкурсной комиссией от 18 августа 2011 года N 3 был объявлен конкурс на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка", проведение которого было назначено на 26 сентября 2011 года. Объявление о проведении конкурса, об условиях конкурса, о месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, дате, времени и месте его проведения, требованиях, предъявляемых для замещения должности главы Администрации опубликованы в газете "Красный Маяк" 24 августа 2011 года.
Конкурсанты Долгоносов А.И., Захарова Л.В. подали документы соответственно 24 и 25 августа 2011 года, Дмитриев Ж.В. - 06 сентября 2011 года, все поданные документы были приняты секретарем конкурсной комиссии с выдачей соответствующей расписки, подтверждающий факт принятия документов.
Из расписки, выданной Долгоносову А.И. 24 августа 2011 года, следует, что он представил в конкурсную комиссию весь перечень необходимых документов, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья и справку о доходах.
Заявление на участие в конкурсе и прилагаемые к нему документы поданы Долгоносовым А.И. в конкурсную комиссию в течение предусмотренного Порядком и объявлением срока, в связи с чем оснований для выводов о том, что Долгоносов А.И. несвоевременно или неполно представил документы и о нарушении конкурсной комиссией положений п. 2. 6 Порядка, на что указывает заявитель, не имеется.
В соответствии с п.п. "е" п.2.7 Порядка гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае несвоевременного или неполного представления документов, установленных настоящим Порядком, для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме или с нарушением правил оформления, или с нарушением порядка подачи. При этом согласно п. 2.10 Порядка несвоевременное или неполное представление документов, указанных в п. 2.4 Порядка, является основанием отказа гражданину в допуске к участию в конкурсе, в том числе к его 1 этапу - конкурсу документов.
Так, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка для участия в конкурсе в первом этапе конкурса допускаются все граждане, в отношении которых не выявлено обстоятельств, указанных в пункте 2.7 настоящего порядка. Конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе в день, предшествующий дню проведения первого этапа конкурса. Граждане, подавшие свои заявления об участии в конкурсе, устно извещаются конкурсной комиссией о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе в день проведения конкурса до начала первого этапа путем оглашения секретарем конкурсной комиссии решения конкурсной комиссии всем присутствующим. Гражданин, допущенный к участию в конкурсе, приобретает статус участника конкурса.
Из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации от 23 сентября 2011 года N 4 усматривается, что на этом заседании проводилось предварительное рассмотрение документов претендентов на замещение должности главы Администрации путем проверки их полноты и достоверности, оценки на основании этих документов претендентов на соответствие квалификационным требованиям, ограничениям и запретам, связанным с муниципальной службой. Предусмотренного п. 4.5 Порядка решения об отказе Долгоносову А.И. в допуске к участию в конкурсе конкурсной комиссией принято не было. Таким образом, все лица, подавшие документы, в том числе Долгоносов А.И. допущены к 1 этому этапу конкурса - конкурсу документов, проведение которого назначено на 26 сентября 2011 года.
Действительно, установлено, что Долгоносовым А.И. 24 августа 2011 года, то есть в день публикации объявления и в первый день приема документов на конкурс, поданы: - медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством с заключением врачебной комиссии по медицинскому освидетельствованию водителей транспортных средств на основании заключений 7 врачей-специалистов, за подписью председателя врачебной комиссии П. вместо медицинского заключения о состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнять обязанности по соответствующей должности муниципальной службы; - и справка о доходах Долгоносова А.И. за 2011 года формы 2-НДФЛ вместо сведений о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Однако, 26 сентября 2011 года, в день проведения первого этапа конкурса Долгоносовым А.И. представлены надлежащие документы, в том числе медицинское заключение за подписью председателя той же врачебной комиссии П. об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнять обязанности по соответствующей должности муниципальной службы, сведения об имущественном положении.
Однако данные обстоятельства не являются достаточным основанием для выводов о нарушении конкурсной комиссией положений Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского поселения "Опочка", в том числе положений пунктов 2.4, 2.6, 2.7, поскольку изначально документы на участие в конкурсе поданы Долгоносовым А.И. своевременно, с соблюдением порядка подачи, в полном объеме, поданные документы не имели нарушений правил их оформления, были приняты секретарем конкурсной комиссии без замечаний. Порядок не содержит запрета на замену поданных документов, что и было сделано Долгоносовым А.И. до начала проведения конкурса. Данному обстоятельству дана оценка конкурсной комиссией, что подтверждается данными протоколов заседаний комиссии от 23 сентября 2011 года и 26 сентября 2011 года, ею принято мотивированное решение, оснований для выводов о незаконности которого не имеется. Довод кассатора о невозможности замены поданных в срок документов не соответствует положениям Порядка и не принимается судебной коллегии.
По результатам проведения первого этапа конкурса (конкурс документов) 26 сентября 2011 года все кандидаты (в том числе и заявитель) признаны соответствующими предъявляемым требованиям и допущены к участию во втором этапе конкурса.
В этот же день проведен второй этап конкурса (собеседование), выслушаны все претенденты, по результатам проведения конкурса Дмитриев Ж.В. набрал 19 баллов, Долгоносов А.И. 23 балла, Захарова Л.В. - 27 баллов. Конкурсной комиссией от 26 сентября 2011 года было принято решение о завершении конкурса и представлении Собранию депутатов городского поселения "Опочка" трех участников, получивших статус кандидатов на замещаемую должность. Все решения конкурсной комиссии приняты и оформлены в соответствии с п. п. 3.13-3.15 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского поселения "Опочка".
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом норм материального права, не нашел в действиях конкурсной комиссии нарушений процедуры проведения конкурса, в том числе нарушения пунктов 2.4 и 2.6 Порядка проведения конкурса.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, принимая также во внимание, что решениями не были нарушены права заявителя, который был допущен как к участию во втором этапе конкурса (собеседование), так и представлен Собранию депутатов городского поселения в качестве кандидата на замещение вакантной должности.
Кроме того, исходя из оснований заявленных требований, Дмитриевым Ж.В. фактически оспариваются действия конкурсной комиссии по допуску к участию в конкурсе Долгоносова А.И., то есть действия, предшествующие проведению 1 и 2 этапов конкурса. Однако конкурсная комиссия, созданная решением собрания депутатов городского поселения "Опочка" для проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации городского поселения, свою деятельность прекратила в связи с окончанием проведения конкурса. Заявляя требования в суде, Дмитриев Ж.В. возражает против проведения повторного конкурса, порядок проведения и итоги голосования, равно как и решение 17 сессии Депутатов городского поселения "Опочка" второго созыва от 30 сентября 2011 года в части назначения Долгоносова А.И. на должность главы Администрации Дмитриев Ж.В. не оспаривает. С 03.10.2011 г. Долгоносов А.И. исполняет обязанности главы Администрации. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с ним заключен контракт.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Вопрос о назначении главы Администрации городского поселения "Опочка" был включен в повестку дня 17-ой сессии Собрания депутатов поселения и рассматривался, по предложенным кандидатурам осуществлялось тайное голосование. На заседании Собрания депутатов присутствовали все кандидаты, в том числе и заявитель, который не был ограничен в своих правах.
Согласно п. 5.3 Порядка по вопросу назначения на должность главы Администрации проводится тайное голосование путем заполнения бюллетеней. Исходя из положений ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основным требованием к тайному голосованию, является исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Из протокола N 2 заседания счетной комиссии следует, что количество поданных голосов за каждого кандидата соответствуют количеству бюллетеней, выданных для тайного голосования.
По результатам тайного голосования главой Администрации городского поселения "Опочка" был избран Долгоносов А.И., набравший большее число голосов - 10; Захарова Л.В. - 4 голоса, Дмитриев Ж.В. - 0 голосов. Протокол заседания счетной комиссии N 2 о результатах голосования по выборам главы Администрации города утвержден решением Собрания депутатов городского поселения "Опочка" 30 сентября 2011 года.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для выводов о законности решения Собрания депутатов городского поселения "Опочка" о назначении Долгоносова А.И. главой Администрации.
В силу изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы о том, что решение суда противоречит требованиям п. 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2.4, 2.6 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации городского поселения "Опочка" и условиям конкурса, опубликованным в газете "Красный Маяк" 24 августа 2011 года, не состоятельными.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Опочецкого районного суда Псковской области от 25 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриева Ж.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Сладковская Е.В.
Судьи Хряпина Е.П.
Орлова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.