СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
Председательствующего
Сладковской
Е.В.,
Судей
Ениславской О.Л. и Белоноговой Н.Ю.,
при секретаре
Горбачевой Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по кассационным жалобам Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Администрации Псковской области на решение Псковского городского суда от 10 августа 2011 года, которым постановлено: исковые требования Мироновой А.А. к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на компенсацию приобретенного жилья в соответствии с программой "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010г.г." в сумме " ... " рублей, обязании выдать свидетельство на право получения субсидии, удовлетворить.
Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Мироновой А.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере " ... " рублей за счет средств областного бюджета, как участнику программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010 годы".
Взыскать с Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в пользу Мироновой А.А. судебные расходы в виде уплаченной по делу госпошлины в размере 200 рублей, по оплате услуг по оказанию юридической помощи в размере 2000 рублей, а всего 2200 рублей.
выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения истца Мироновой А.А. и представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Ч.Н.,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на компенсацию приобретенного жилья в соответствии с программой "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010г.г." в сумме " ... " рублей, обязании выдать свидетельство на право получения субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что 29 мая 2009 года она подала заявление на участие в целевой Программе "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010 годы". В 2010 году ее семья включена в Сводный список молодых семей, участников областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010 годы". Сроки реализации программы согласно ее паспорта 2008-2010 годы, но до настоящего времени субсидия ее семье не получена. Все условия участия в программе ею были выполнены. Будучи уверенной в том, что в 2010 году ей будет выдан сертификат на получение субсидии, в апреле 2010 года по договору ипотеки она приобрела квартиру.
Просила суд признать за ее семьей право на получение субсидии на компенсацию приобретенного жилья по программе ""Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010г.г." в сумме " ... " рублей в период 2010 года, обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать ей свидетельство на право на получения субсидии и взыскать с него судебные расходы, понесенные по оплате госпошлины в размере 200 рублей и услуг юриста при составлении искового заявления в размере 2000 рублей.
Представитель ответчика - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области иск не признал, указал, что право истца на получение субсидии Управлением не оспаривается. Участие в программе носит добровольный характер. Правилами предоставления молодым семьям субсидии на приобретение жилья в рамках реализации данной программы установлен порядок предоставления молодым семьям социальной выплат на приобретение жилья. Истица отнесена к категории претендентов на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета под N 264. Социальная выплата предоставляется в порядке очередности.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области иск не признал. Указав, что право истца на получение субсидии не оспаривается. Истица до настоящего времени стоит в очереди на получение субсидии в рамках этой программы и получит субсидию в порядке очередности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением процессуального и материального закона. Суд не принял во внимание требования раздела 5 Программы о том, что выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья происходит исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Кроме того, поскольку исполнение решения связано с расходованием бюджетных средств, к участию в деле должно быть привлечено государственное финансовое управление Псковской области.
В кассационной жалобе Администрации Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, и направлении дела на новое рассмотрение. Указывается, что судом при вынесении решения не учтен Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 27.06.2008 N 174. Пункт 9 приложения N 4 к Порядку устанавливает возможность принятия решения о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы, приостановлении или о досрочном прекращении ее реализации. Также судом не принято во внимание постановление Администрации Псковской области от 27.01.2011 N 24, которым утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы", которой установлено, что в первоочередном порядке социальная выплата, предусмотренная в рамках данной программы будет предоставляться молодым семьям, признанным участниками областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2008-2010 годы, в порядке очередности семей в сводных списках 2008-2010 годов. Истица признана участницей программы и состоит в Сводном списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году под номером 239. Удовлетворяя исковые требования, суд не учел права остальных граждан, состоящих в Сводном списке перед истицей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку суд неверно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, что привело к неправильному применению материального закона.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из установленного в суде ее права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, которое не оспаривалось ответчиком, и обязанности, возложенной на ответчика, по выдаче свидетельства о праве на получение названной социальной выплаты.
Учитывая перечисленные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Судебная коллегия не соглашается с такой позицией, поскольку она противоречит положениям, изложенным в областной долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2008-2010 годы" и порядку реализации прав лиц, участвующих в этой программе. Суд оставил без внимания и не дал оценки доводам ответчика по вопросу финансирования этой программы и нарушению прав других молодых семей, состоящих в сводном списке на получение такой же субсидии.
Так, в соответствии с разделом 5 Программы выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья производится исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Таким образом, в судебном заседании надлежало установить, была ли в полном объеме профинансирована Программа на 2008-2010 годы, принимая во внимание, что в паспорте Программы все источники и объемы финансирования указаны по годам. Ответ на этот вопрос является важным для вынесения решения по существу.
Кроме того, выдача свидетельств связана не только с поступлением денежных средств, но и с очередностью претендентов на получение социальной выплаты.
Так, согласно п.36 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 (в ред. от 27.01.2009), орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.
Судом это положение также оставлено без применения, что незаконно.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции следует верно определить обстоятельства по делу, дать оценку всем доводам сторон, правильно применить законодательство, регулирующее спорные правоотношения; а также привлечь к участию в деле Главное финансовое управление Псковской области, которое является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политике.
Руководствуясь абз.3 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от 10 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующего
Судей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.