судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующей: Филатовой Г.В.
судей: Лазарева Н.А. Салдушкиной С.А.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Собрания представителей муниципального района Сызранский, Администрации муниципального района Сызранский Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 04 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Выборновой Г.П., Егорова В.А., Ершова А.П., Кирпичного Н.Ф. удовлетворить частично
Признать незаконным и недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей Сызранского района Самарской области "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района" N 92 от 21 декабря 2006 года в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области N62 от 25 декабря 2007 года "О внесении изменений в порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района, утвержденный решением Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года N92; N42 от 13 ноября 2008 года "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района"; N24 от 17 июня 2010 года "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности, предусмотренные Уставом и должности муниципальной службы в муниципальном района Сызранский Самарской области".
Обязать администрацию муниципального района Сызранский Самарской области Самарской области произвести выплату доплат за период с января 2008 года Кирпичному Н.Ф. в размере "данные изъяты" рублей; Егорову В.А. - "данные изъяты" рублей, Ершову А.П. - "данные изъяты" рублей, Выборновой Г.П. - "данные изъяты" рубля.
Обязать Собрание представителей муниципального района Сызранский опубликовать сообщение о решении суда о признании решения Собрания представителей N 92 от 21 декабря 2006 года (в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области N62 от 25 декабря 2007года; N42 от 13 ноября 2008 года;N24 от 17 июня 2010 года) недействующими после вступления решения в законную силу в газете "Красное Приволжье".
В остальной части исковых требований истцам отказать.
Взыскать с администрации муниципального района Сызранский Самарской области в доход государства оплату государственной пошлины в размере 22131 рубль 44 копейки".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы представителя администрации г.о Сызрань по доверенности Горшуновой, Ю.Ю. и представителя собрания представителей Сызранского района по доверенности Орловой Е.И., поддержавших кассационную жалобу, возражения на жалобу парелдставителя истцов по доверенности Титова В.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Выборнова Г.П., Егоров В.А., Ершов А.П., Кирпичный Н.Ф. обратились в суд с иском к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Собранию представителей муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными и недействующими с момента принятия Решений собраний представителей о снижении ежемесячных доплат к трудовым пенсиям от 21 декабря 2006 года и 17 июня 2010 года, признании незаконным бездействия собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области по не установлению ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить допущенные нарушения, обязать администрацию муниципального районного Сызранский Самарской области произвести расчет и выплату ежемесячных доплат к трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указали, что до наступления пенсионного возраста они являлись муниципальными служащими. С муниципальной службы все ушли на пенсию: Выборнова Г.П. с 10 февраля 2006г. стаж 37 лет, Егоров В.А. с 13 сентября 2005г. стаж 20 лет; Ершов А.П. с 04 июня 1998г. стаж 28 лет, Кирпичный Н.Ф. стаж 25 лет.
Законом Самарской области о внесении изменений в Закон Самарской области "О муниципальной службе" от 12 мая 2005 года N110-ГД была установлена доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим, замещавшим на 22 апреля 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет: не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, при этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
В соответствии Решением Собрания представителей N28 от 29 мая 2005 года Выборновой Г.П., Ершову А.П., Кирпичному Н.Ф. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 лет и более, Егорову В.А. -60% от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет.
Доплата выплачивалась до2006 г.
Решением N92 Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 21.12.2006 года был утвержден новый порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, где в нарушение законодательства РФ в Самарской области в п.2.2. указано, что сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 50% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района.
Таким образом, процент доплаты был снижен у Выборновой Г.П., Ершова А.П., Кирпичного Н.Ф. до 40 %, у Егорова А.П. - до 35%.
Решением N24 Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 17 июня 2010 года были внесены изменения в Решение N92 от 21.12.2006 года, утвержден новый порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, где в нарушение законодательства РФ в Самарской области указано, что размер доплаты увеличивается не более чем на 2% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, при этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 55% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района.
Считают решения Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года и 17 июня 2010 года и уменьшение доплат к трудовой пенсии незаконными, поэтому просили суд (с учетом уточненных исковых требований) недействующим с момента принятия все пункты за исключение п. 1.3 решения Собрания представителей Сызранского района от 17 июня 2010 года и п. 2.2. Решения Собрания представителей от 21 декабря 2006 года.
Признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде не установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав муниципальных служащих, оставивших муниципальную службу в связи с выходом на пенсию путем принятия нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии.
Обязать администрацию муниципального района Сызранский произвести расчет и выплату доплат за период соответствующий сроку исковой давности в размере: Кирпичному Н.Ф. в размере "данные изъяты" руб.; Егорову В.А. - "данные изъяты" руб., Ершову А.П.- "данные изъяты"., Выборновой Г.П. - "данные изъяты" руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Собрание представителей муниципального района Сызранский и администрация муниципального района Сызранский Самарской области просят отменить решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.ч.1,5 ст. 20 Федерального закон N131-Ф3 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением; органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Из материалов дела видно, что Решением Собрания представителей Сызранского района Самарской области N28 от 29 сентября 2005 года "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района" утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Сызранского района" согласно которому (п.п.2.8 в приложении к решению) размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 3% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.62-67).
На основании данного решения Выборновой Г.П., Ершову В.А., Кирпичному Н.Ф. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75 % от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 и более лет. Егорову В.А. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 60 % от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет.
Доплата истцам производилась до января 2007 года.
21 декабря 2006 года Собранием Представителей Сызранского района Самарской области было принято Решение N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района" утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности.
Согласно п.п.2.2 утвержденного Решением порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 1% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 50% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.72-78).
В п.2 Решения установлено, что утверждаемый порядок применяется к правоотношениям, связанным с начислением доплат к трудовым пенсиям, возникшим до его утверждения;
Пунктом 4 признано утратившим силу решение Собрания представителей N28 от 29 сентября 2005 года.
Согласно представленного Журнала регистрации исходящих решений Собрания представителей Сызранского района (л.д.212) решение было передано для опубликования в газету "Красное Приволжье".
На основании указанного выше решения Выборновой Г.П., Ершову В.А., Кирпичному Н.Ф. был произведен перерасчет доплат к трудовой пенсии в размере 40 % от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 и более лет. Егорову В.А. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 35 % от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет.
17 июня 2010 года Собранием Представителей Сызранского района Самарской области было принято Решение N24 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, предусмотренные Уставом и должности муниципальной службы в муниципальном районе Сызранский Самарской области".
Согласно п. 1.2.2 размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 2% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 55% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.93-94).
Согласно пункта 2 решение подлежит опубликованию в газете "Красное Приволжье", пунктом 3 установлено, что она вступает в законную силу с 01 июля 2010 года Решение было опубликовано в газете "Красное Приволжье" от 02.07.2010 года N45 (л.д.207).
Суд первой инстанции, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства и обстоятельства дела, а также, учитывая положения Конституции РФ, Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года, "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года, "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 года, пришел к правильному выводу о том, что представленные органами местного самоуправления фактические данные в обоснование обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности, не соответствуют положениям Конституции РФ, федерального и регионального законодательства в данной области, в связи с чем, обоснованно признал обжалуемые решения недействительными.
При этом, суд обоснованно сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, в котором сформулирована правовая позиция о том, что никто не обладает неограниченной свободой усмотрения и не может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях указанных выше статей Конституции РФ.
Признавая Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района" незаконным и недействующим с момента принятия, суд исходил из того, что Собрание представителей Сызранского района, изменив взятые на себя ранее публично-правовые обязательства, фактически ухудшил положение граждан, имеющих право на доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих, которые они получали.
Согласно ч, 3 ст. 55 Конституции, п.п. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона и только в той мере, в какой этот необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Между тем, как установлено судом, в настоящее время муниципальная служба на территории Самарской области регулируется Законом Самарской области N 96-ГД, который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы, а в статье 12 подтверждает введение в Самарской области с 12 мая 2005 года, право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в порядке и условиях, предусмотренных данным Законом и уставами муниципальных образований. Статьей 13 определены категории лиц имеющих право на данную доплату, установлены основания для установления доплаты. Статья 15 Закона определяет, что размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области.
Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а принятые ранее нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
В связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в этой части изменить, признав незаконным с момента принятия не всё решение, а только п.2 Решения Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года N92 "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района".
Поскольку судебная коллегия признала незаконным и недействующим с момента принятия п.2 Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года N92, следовательно, последующие изменения и дополнения вносимые в Решение также должны быть признаны незаконными и недействующими, т.к. они не устанавливают новый порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, а только изменяли его в части и дополняли его.
Суд обоснованно отклонил доводы ответчиков об отсутствии финансовых возможностей бюджета муниципального района Сызранский для установления доплат к пенсиям муниципальным служащим, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они не имеют правового значения.
Кроме того, данное основание для изменения, приостановления, прекращения выплат не содержится и в Решении Собрания представителей Сызранского района Самарской области N28 от 29 сентября 2005 года "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района".
Суд также правильно отказал истцам в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде неустановления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать их принять нормативные акты, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии, поскольку истцы получали и продолжают получать доплаты к трудовой пенсии, а признание п.2 незаконным и недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей от 21 декабря 2006 года N92 с последующими изменениями и дополнения к нему, не применяется, а действует ранее принятое решение от 29. 09.2005г.
Удовлетворяя исковые требования истцов о взыскании с администрации Сызранского района разницы в выплате доплат к трудовым пенсиям с установленного в 2005г. максимального размера, суд правильно исходил из того, что подлежат удовлетворению за три года, предшествовавших предъявлению иска, и обоснованно взыскал с администрации Сызранского района невыплаченную доплату к пенсии за период с января 2008г. по декабрь 2010г. Кирпичному Н. Ф. в размере "данные изъяты" руб.; Егорову В.А. в размере "данные изъяты" руб., Ершову А..П. в размере "данные изъяты" руб., Выборновой Г.П. в размере "данные изъяты" руб. (л.д. 153,155,157, 159).
Доводы ответчиков о том, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения с данными исковыми требованиями суд обоснованно посчитал несостоятельными, поскольку в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 года N18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта.
Согласно ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт.
Поскольку оспариваемое Решение было опубликовано в газете "Красное Приволжье", сообщение о принятом судом решении после вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Красное Приволжье".
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд правильно взыскал в доход государства с администрации Сызранского района госпошлину в размере 22131,41 руб.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию, высказанную ответчиком в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 04 апреля 2011 года изменить в части "признать незаконным и недействующим с момента принятия п.2 Решение Собрания представителей Сызранского района Самарской области "Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района" N 92 от 21 декабря 2006 года (в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области N62 от 25 декабря 2007года; N42 от 13 ноября 2008 года;N24 от 17 июня 2010 года)".
Обязать Собрание представителей муниципального района Сызранский опубликовать сообщение о признании п.2 решения Собрания представителей N 92 от 21 декабря 2006 года (в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области N62 от 25 декабря 2007года; N42 от 13 ноября 2008 года;N24 от 17 июня 2010 года) недействующими в газете "Красное Приволжье".
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационные жалобы Собрания представителей муниципального района Сызранский, Администрации муниципального района Сызранский Самарской области без удовлетворения
Председательствующий
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.