Решение Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июля 2011 г. по делу N 3-8/2011
Северо-Кавказский окружной военный суд в составе:
председательствующего - судьи Коробенко Э.В.,
при секретаре Воробьеве А.С.,
с участием представителя Министерства финансов Российской Федерации Мелконова М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Кавказского окружного военного суда гражданское дело по заявлению Касимова Рустама Рифкатовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 октября 2002 года по его заявлению об оспаривании действий "данные изъяты" "данные изъяты" связанных с порядком выплаты денежного вознаграждения, предусмотренного за фактическое участие в "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
15 июня 2011 года Касимов обратился в Северо-Кавказский окружной военный суд с заявлением о выплате ему компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований Касимов указал, что решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 октября 2002 года на "данные изъяты" возложена обязанность выплатить ему денежные средства в счет денежного вознаграждения за участие "данные изъяты" с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей.
Данное решение вступило в законную силу 28 октября 2002 года, а исполнено лишь 17 декабря 2010 года.
Заявитель утверждает, что в период всего указанного времени решение не исполнялось по вине как упомянутого должностного лица и его правопреемников, так и по вине Управления Федеральной службы судебных приставов по "данные изъяты" которые не принимали надлежащих мер по исполнению названного решения в принудительном порядке.
Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года N N "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и правоприменительную практику Европейского Суда по правам человека, Касимов просит взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию в размере 300000 рублей.
Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 8 июля 2011 года Министерство финансов Российской Федерации, главный распорядитель средств соответствующего бюджета в лице Министерства обороны Российской Федерации и Управления Федеральной службы судебных приставов по "данные изъяты" привлечены для участия в данном деле в качестве заинтересованных лиц.
Касимов, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл по неизвестным суду причинам.
Министр обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил по неизвестным суду причинам.
Представитель начальника Управления Федеральной службы судебных приставов по "данные изъяты" ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации ФИО4 действующий на основании доверенности, требования Касимова не признал, полагая их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд считает заявление Касимова подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. ч. 1-3 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации при нарушении их права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Подпунктом 2 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, в разумный срок исполняется Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, присуждение названной компенсации возможно лишь тем взыскателям, право которых нарушено неисполнением в разумный срок судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом должно иметь место неисполнение денежного обязательства со стороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, то есть неисполнение установленной решением суда обязанности должника уплатить взыскателю определенную денежную сумму.
Вступившим 28 октября 2002 года в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 15 октября 2002 года на военного коменданта "данные изъяты" возложена обязанность по выплате Касимову денежных средств в счет денежного вознаграждения "данные изъяты" с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения, которое исполняется по правилам, указанным в ст. 206 ГПК РФ.
Вместе с тем, согласно выданной 22 октября 2003 года Касимову справке "данные изъяты", где проходил военную службу заявитель, названное выше решение гарнизонного военного суда не может быть исполнено в добровольном порядке и оспариваемое заявителем дополнительное денежное вознаграждение не может быть ему выплачено ввиду отсутствия финансирования по соответствующей статье.
Как видно из материалов дела, исполнительный лист N N получен Касимовым 28 октября 2002 года и в декабре 2003 года предъявлен для исполнения в Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, который по подведомственности направил его для исполнения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации "данные изъяты" откуда его направили в Службу судебных приставов "данные изъяты".
Из исследованных судом документов, представленных Касимовым и находящихся в материалах дела следует, в отношении указанного исполнительного листа пять раз велось исполнительное производство: 1) в период с января по 12 марта 2004 года, 2) с 19 марта по 12 апреля 2004 года, 3) с 24 марта по 8 апреля 2005 года, 4) с 24 января 2008 года по 28 января 2009 года и 5) с 18 декабря 2009 года по 27 апреля 2010 года. Основание окончания исполнительного производства всегда было в каждом из названных случаях одно и то же - невозможность исполнения требований исполнительного документа. Лишь в 2010 году Касимов самостоятельно отозвал исполнительный лист для предъявления его в органы Федерального казначейства, поскольку все "усилия" судебных приставов были безрезультатны.
Непринятие своевременных, полных и правильных мер по исполнению судебного решения, ненадлежащий контроль начальников отдела - старших судебных приставов вышеуказанных отделов судебных приставов УФССП по "данные изъяты" подтверждено исследованным в судебном заседании письменным ответом "данные изъяты" Управления организации исполнительного производства - "данные изъяты" взаимодействия с территориальными органами ФССП России на обращение Касимова от 18 декабря 2009 года N N
Установлено, что Касимов активно принимал меры по вопросу исполнения решения суда, поскольку не единожды обращался в органы Федеральной службы судебных приставов с просьбой ускорить исполнение судебного акта, но безрезультатно, хотя получал письменные заверения о том, что дело поставлено на контроль. Им также направлялись заявления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека, командующему войсками "данные изъяты" Федеральное казначейство РФ, Министру обороны РФ и Председателю Правительства РФ, которые заверяли заявителя в содействии исполнению решения суда.
17 декабря 2010 года решение было исполнено и заявителю платежным поручением N N перечислены "данные изъяты" рублей.
При разрешении спорного правоотношения суд исходит из того, что исполнение судебных документов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентировано главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по финансовому обеспечению государственной службы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с положениями действующего законодательства, присужденные Касимову гарнизонным военным судом дополнительные денежные выплаты должны были производиться за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, выделяемых федеральным органом исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Однако должностные лица Министерства обороны Российской Федерации, в воинских частях которого заявитель проходил военную службу, а также Управление Федеральной службы судебных приставов "данные изъяты" более восьми лет фактически не принимали должных мер по исполнению судебного решения, а лишь осуществляли переписку с взыскателем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что длительное неисполнение судебного решения обусловлено действиями должностных лиц, ответственных за его исполнение, в связи с чем Касимов имеет право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом суд исходит и из того, что ссылка "данные изъяты" на отсутствие надлежащего финансирования не являлась основанием для отказа в удовлетворении законных требований Касимова по исполнению судебного решения.
С учетом практики Европейского Суда по правам человека, а также тех обстоятельств, что решение Владикавказского гарнизонного военного суда вступило в законную силу 28 октября 2002 года, Касимов получил исполнительный лист 28 октября 2002 года и в декабре 2003 года предъявил его в орган, уполномоченный исполнять соответствующий судебный акт, суд определяет размер указанной компенсации в сумме 100 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 244.9 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Касимова Рустама Рифкатовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Касимова Рустама Рифкатовича с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, перечислив указанную сумму по следующим реквизитам: "данные изъяты"
В удовлетворении требования Касимова Р.Р. о взыскании компенсации на большую сумму отказать.
Решение суда в части выплаты компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Северо-Кавказского окружного военного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Э.В. Коробенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.