Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 января 2013 г. по делу N 33А-300/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Дегтярева И.П.,
судей:
Коробенко Э.В.,
Василенко И.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление жилищного обеспечения) - ФИО8 на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 29 октября 2012 года, которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Продащук Людмилы Сергеевны об оспаривании действий руководителя Управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Продащук проходит военную службу по контракту, имеет выслугу более "данные изъяты" и подлежит увольнению с военной службы в связи с "данные изъяты"
В период прохождения "данные изъяты" Продащук военной службы от военного ведомства в ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" в "адрес"
В ДД.ММ.ГГГГ был произведен "данные изъяты" "адрес" Продащук "данные изъяты" и "данные изъяты"
В настоящее время Продащук проживает в этом жилом помещении "данные изъяты", на которого "данные изъяты"
В связи с предстоящим увольнением с военной службы "данные изъяты" избрала постоянным местом жительства "данные изъяты" и обратилась с соответствующим заявлением к руководителю Управления жилищного обеспечения о признании ее нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, однако решением указанного должностного лица ей было отказано в принятии на такой учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих ее предстоящее увольнение с военной службы, а также наличием у нее жилья по месту службы.
Это решение должностного лица заявителем было оспорено в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 13 июня 2012 года на руководителя Управления жилищного обеспечения возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии Продащук на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства на территории Российской Федерации в "данные изъяты"
В ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления жилищного обеспечения вновь было отказано в признании Продащук нуждающейся в жилье.
Продащук обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать начальника Управления жилищного обеспечения принять ее на данный учет в избранном месте жительства в "данные изъяты".
Решением суда заявление Продащук удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель начальника Управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование, приводя нормы действующего законодательства, автор жалобы указывает, что предоставление жилья от военного ведомства возможно только один раз, а повторное обеспечение жилым помещением предполагает сдачу ранее предоставленного жилья. Так как заявитель по линии Министерства обороны СССР была обеспечена жилым помещением и распорядилась им по своему усмотрению, а занимаемая ей квартира принадлежит "данные изъяты", оснований для принятия ее на учет нуждающихся в жилье не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Действительно, предоставляя право на получение жилого помещения для постоянного проживания военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и членам их семьи Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время прохождения военной службы. Данное положение Закона распространяется на всех военнослужащих, а также относится и к членам семьи военнослужащего, на которых совместно с ним выделялось жилое помещение и приобретшим впоследствии самостоятельный статус военнослужащего.
Вместе с тем подпункт "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относит и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
При этом действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, что следует из подп. "а" пункта 10 названных Правил, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено обеспечение жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, пунктом 5 которых определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно подп. "в" п. 16.1 и подп. "ж" п. 44 этих Правил участником подпрограммы может быть гражданин и (или) члены его семьи, имеющие в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений. Для получения сертификата такой гражданин обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право военнослужащих, имеющих в собственности жилые помещения по установленным нормам, при перемене после увольнения с военной службы места жительства на получение ими жилья в избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети, родители.
Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г., состоящих на учете в Министерстве обороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ, утвержден приказом Министра обороны РФ от 8 ноября 2011 г. N 2050.
Пунктом 6 названного Порядка определено, что потребность в необходимом количестве сертификатов на планируемый период определяется уполномоченным органом на основании реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, изъявивших желание получить сертификат.
Таким образом, то обстоятельство, что Продащук проживает "данные изъяты", не препятствовало принятию ее на учет нуждающихся в обеспечении жильем в избранном месте жительства, поскольку реализация заявителем права на жилье путем выдачи государственного жилищного сертификата предусматривает нахождение ее на жилищном учете.
Следовательно, решение начальника Управления жилищного обеспечения об отказе в принятии Продащук на указанный учет без выяснения ее отношения к возможности реализации права на обеспечение жильем в избранном после увольнения месте жительства путем выдачи государственного жилищного сертификата является незаконным.
Вместе с тем в связи с нарушением норм материального права решение суда подлежит отмене в части возложения на начальника Управления жилищного обеспечения обязанности по признанию Продащук нуждающейся в жилье в избранном месте жительства. Решение этого вопроса входит в компетенцию Управления жилищного обеспечения, а не суда, так как ранее состоявшийся отказ указанного органа в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилье, признанный незаконным вступившим в законную силу судебным решением, был принят по другим основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 29 октября 2012 года по заявлению Продащук Людмилы Сергеевны в части возложения на начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять заявителя на жилищный учет отменить в связи с нарушением норм материального права.
Принять в этой части новое решение.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Продащук Людмилы Сергеевны на жилищный учет.
В удовлетворении требования о признании Продащук Л.С. нуждающейся в жилом помещении отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.