Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Винеля А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителей Департамента Смоленской области по социальному развитию Смирновой И.В. и Корнеенкова А.П. дело по кассационной жалобе Рахматуллиной Л.Р. на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 18 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителей Департамента Смоленской области по социальному развитию Смирновой И.В. и Корнеенкова А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахматуллина Л.Р. обратилась в Ленинский районный суд гор. Смоленска с заявлением об оспаривании действий Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент).
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что вместе с сестрой и родителями проживала в районах Крайнего Севера, состоит в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153. В 2008 году у нее родился сын ... и, таким образом, состав их семьи увеличился до 5 человек. В этом случае, согласно пункту 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008), социальные выплаты для приобретения жилья должны предоставляться в соответствии с изменившимися условиями с сохранением очередности, определяемой по номеру и дате подачи первоначального заявления. Тем не менее, Департамент отказывается включать ребенка в сводный список граждан-участников подпрограммы, что, по мнению Рахматуллиной Л.Р., незаконно.
Департамент заявленные требования не признал. Его представитель Федоскина Ю.Н. пояснила, что право на получение государственных жилищных сертификатов в рамках программы переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеют только те граждане, которые проживали в указанных районах и местностях. Семья Рахматуллиных переселилась из ... в 2000 году, на момент выезда состояла из 4 человек ( ... ) и именно в этом составе включена в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153. Р.Д., ... г.р., в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не проживал, следовательно, включен в состав участников подпрограммы, изъявивших желание получить в 2011 году жилищный сертификат, быть не может.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления было отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе Рахматуллина Л.Р. просит отменить решение, полагая, что невключение ее сына Р.Д. ... г.р., в состав участников подпрограммы, изъявивших желание получить в 2011 году жилищный сертификат, нарушает закрепленное в статье 40 Конституции РФ право граждан на жилище. Считает также, что суд неправильно истолковал пункт 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу пункта 17 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:
а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
б) постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил;
в) лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 Правил.
Судом установлено и в жалобе не оспаривается, что Р.Д., ... г.р., в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не проживал.
При этих обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления Раматуллиной Л.Р. о включении ребенка в состав участников подпрограммы, изъявивших желание получить в 2011 году жилищный сертификат.
Пунктом 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008) предусмотрено, что в случае изменения оснований, по которым граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления).
Основания постановки на учет для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлены статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
К ним относятся (в совокупности):
- проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 1992 года,
- наличие общей продолжительности стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет,
- отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаемость в его улучшении и неполучение ранее субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ни одно из вышеперечисленных оснований в связи с рождением у Рахматуллиной Л.Р. ребенка - сына Р.Д., ... г.р., - не изменилось, поэтому суд правильно отверг ее ссылку на пункт 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008).
Из положений части 3 статьи 40 Конституции РФ следует, что жилище предоставляется бесплатно (или за доступную цену) малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Р.Д., ... г.р., как указывалось выше, к числу граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", не относится, следовательно, доводы жалобы о нарушении конституционного права ребенка на жилище несостоятельны.
Суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал надлежащую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений, влекущих отмену решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рахматуллиной Л.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.