Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Яворского В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации МО " ... " ... Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 8 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Поповой Е.В., представителя Администрации МО " ... " ... Смоленской области Дедкова В.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области с заявлением к Администрации МО ... Смоленской области (далее также - Администрация) о возложении обязанностей по строительству здания бани в селе ... и введению его в эксплуатацию в срок до 01.01.2012 г., сославшись на то, что находящаяся в указанном поселении единственная общественная ввиду ветхости конструкций и невозможности ее капитального ремонта не функционирует с 2008 года. Органом местного самоуправления финансируется строительство новой бани, однако работы по ее возведению затягиваются на неопределенный срок. Отсутствие общественной бани нарушает права граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Представитель Администрации Дедков В.Д. возражал против удовлетворения заявления прокурора, мотивируя это тем, что законодательством не предусмотрена обязательность строительства в сельском поселении бани. Кроме того, как считал Дедков В.Д., прокурором не представлено доказательств того, что отсутствие бани может ухудшить благоприятную среду обитания населения, проживающего на территории МО " ... ".
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области ... Зыков А.В. поддержал заявление прокурора, считая, что отсутствие в настоящее время эпидемиологических заболеваний в сельском поселении не освобождает Администрацию от исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, однако полагал при этом, что строительство здания бани должно быть осуществлено в разумные сроки.
Обжалуемым решением заявление прокурора удовлетворено частично.
Суд обязал Администрацию МО " ... " произвести строительство здания бани в селе ... и ввести его в эксплуатацию в сроки, указанные в рабочем проекте, предусмотрев в бюджете сельского поселения денежные средства для этих целей.
В удовлетворении требований об установлении срока строительства - до 01.01.2012 г. - прокурору отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни и мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 названной статьи).
На охрану здоровья населения, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан в части обеспечения, в том числе объектами социального, культурно-бытового обслуживания и благоустройства направлен "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89".
Приложением "Ж" Свода правил для сельских поселений определено 7 бань на 1 тысячу человек.
Аналогичные требования содержались и в приложении 7 к СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, планировка, застройка городских и сельских поселений".
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения, что нашло отражение и в Уставе ... сельского поселения ... района Смоленской области (п. 10 ст. 7 Устава).
В этой связи доводы жалобы о том, что строительство здания бани, как одно из условий поддержания благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и обеспечения жителей сельского поселения соответствующими услугами бытового назначения, не является в силу отсутствия прямого указания в законе обязанностью Администрации, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что в настоящее время на территории поселения не зарегистрировано эпидемий, вызванных отсутствием бани, юридического значения не имеет, поскольку законодатель не ставит строительство последней в зависимость от наличия массовых заболеваний населения.
Из дела видно, что ... баня, расположенная по адресу: Смоленская область, Темкинский ... , с 2008 года не работает.
Согласно техническому заключению N 075/10 от 25.12.2010 г., выполненному Смоленским региональным отделением Общероссийского общественного фонда "Центр качества строительства", в связи с физическим износом и воздействием окружающей среды в процессе длительной эксплуатации возникло предельное состояние строительных конструкций стен, перекрытия и кровли, что привело к потере устойчивости положения конструкций, усиление (восстановление) которых технически невозможно.
По этой причине определением Гагаринского районного суда от 25.03.2011 г. исполнительное производство, возбужденное 15.04.2009 г. во исполнение решения Темкинского районного суда от 13.03.2009 г. о возложении на Администрацию МО " ... " обязанности по ремонту и введению в эксплуатацию находящейся у неё в собственности бани в срок до 13.09.2009 г., прекращено.
Поскольку до настоящего времени на территории ... баня не функционирует, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора, обязав Администрацию построить здание бани в сроки, указанные в соответствующем рабочем проекте.
Ссылка Администрации на проводимые работы по изготовлению проектно-сметной документации не опровергает выводов суда об имеющихся на территории поселения нарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вызванных отсутствием общественной бани, в связи с чем не может являться основанием для отмены правильного по существу решения.
Доводы жалобы фактически тождественны доводам возражений против требований прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
При таком положении оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 8 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации МО ... Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.