Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Винеля А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УВД по Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 19января 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района Смоленской области обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия ОВД по "данные изъяты" району и УВД по Смоленской области, сославшись на то, что в ОВД по "данные изъяты" району, которое выполняет временную функцию по содержанию подозреваемых и обвиняемых и которое находится в подчинении УВД по Смоленской области, не исполняются требования статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пункта 42 Раздела V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 (в ред. Приказов от 12.04.2007 г. N 355, от 15.05.2007 г. N 433 и от 30.04.2008 г. N 386), а именно: отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками, санпропускник с камерной дезинфекцией, в камерах не соблюдается норма площади на 1 человека, отсутствуют шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, санитарные узлы с соблюдением требований приватности, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, радиодинамики для вещания общегосударственных программ, кнопки для вызова дежурного, урны для мусора, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, детские кровати (в камерах, где должны содержаться женщины с детьми). Просил обязать устранить допущенные нарушения в течение 3 месяцев.
Представитель ОВД по "данные изъяты" району Валяев А.А. и представители УВД по Смоленской области Чернобурова О.В. и Фомин О.В. возражали против доводов заявления, сославшись на недостаточность бюджетного финансирования.
Обжалуемым решением суд обязал ОВД по "данные изъяты" району и УВД по Смоленской области:
- выделить и оборудовать помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками;
- устранить нарушение в камерах нормы площади на 1 человека;
- установить и ввести в эксплуатацию автоматическую пожарную сигнализацию;
- оборудовать камеры шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачками для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственных программ, урнами для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, детскими кроватями (в камерах, где должны содержаться женщины с детьми) в срок до 31 декабря 2011 года;
- оборудовать камеры санитарными узлами с соблюдением требований приватности, кранами с водопроводной водой, кнопками для вызова дежурного;
- выделить и оборудовать помещение санпропускника с камерной дезинфекцией в срок до 31 декабря 2011 года.
В рассматриваемой кассационной жалобе УВД по Смоленской области просит отменить решение, считая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя УВД по Смоленской области Чернобуровой О.В., объяснение прокурора Афанасьевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Требования к материально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, определены статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктом 42 Раздела V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 (в ред. Приказов от 12.04.2007 г. N 355, от 15.05.2007 г. N 433 и от 30.04.2008 г. N 386).
Судом установлено, что в ОВД по "данные изъяты" району, которое выполняет временную функцию по содержанию подозреваемых и обвиняемых и которое находится в подчинении УВД по Смоленской области, в нарушение вышеуказанных требований отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками, санпропускник с камерной дезинфекцией, в камерах не соблюдается норма площади на 1 человека, отсутствуют шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, санитарные узлы с соблюдением требований приватности, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, радиодинамики для вещания общегосударственных программ, кнопки для вызова дежурного, урны для мусора, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, детские кровати (в камерах, где должны содержаться женщины с детьми).
Судом проверялись доводы ОВД по "данные изъяты" району об установке в помещениях изолятора временного содержания автоматической противопожарной сигнализации. Достоверных доказательств наличия такой сигнализации представлено не было.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на ОВД по "данные изъяты" району и УВД по Смоленской области обязанность по устранению допущенных нарушений.
Обеспечение закрепленных в статье 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ условий материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, не ставится в зависимость от достаточности бюджетного финансирования.
Сама по себе недостаточность бюджетного финансирования соответствующих расходов государства не освобождает государственные учреждения от исполнения своих обязательств.
Данная правовая позиция сформулирована, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 N 297-О.
В силу части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Как неоднократно отмечал Европейский суд по правам человека, государство не может ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание невыплаты долга (см. Постановление Европейского Суда по делу "Плотниковы против России" (Plotnikovy v. Russia) от 24 февраля 2004 г., жалоба N 43883/02, ? 23). Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета (см. Постановление Европейского Суда по делу "Вассерман против России" (Wasserman v. Russia) от 18 ноября 2004 г., жалоба N 15021/02, ? 38).
В такой ситуации суд правомерно признал несостоятельными доводы представителей ОВД по "данные изъяты" району и УВД по Смоленской области о недостаточности бюджетного финансирования изоляторов временного содержания.
Доводы об отсутствии жалоб на материально-бытовые условия от лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по "данные изъяты" району, юридического значения не имеют.
Названный изолятор выполняет временную функцию по содержанию подозреваемых и обвиняемых, поэтому на него, - вопреки доводам жалобы, - в полной мере распространяются требования статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ и пункта 42 Раздела V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, определяющие требования к материально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Судом первой инстанции исследовался вопрос о возможности замены санпропускника изолятора временного содержания ОВД по "данные изъяты" району баней общего пользования. Было установлено, что общественная баня в "данные изъяты" отсутствует, а заключить договор на помывку задержанных с центральной районной больницей, имеющей свой санпропускник, не удалось. Отсюда, ссылка в жалобе на пункт 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, допускающий, - при отсутствии собственного санпропускника, - помывку задержанных в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, несостоятельна.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что право подозреваемых и обвиняемых на свидание реализуется в ОВД по "данные изъяты" району путем предоставления названным лицам следственного кабинета, поскольку возможность замены помещения для свиданий другими помещениями пунктом 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не предусмотрена.
Оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 19января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УВД по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.