Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Сидоркина С.В.,
судей
Локтина А.А.,
Мазановой Т.П.
при секретаре Эйриян К.С. рассмотрела в судебном заседании 13.10.2011 дело по иску Аникиной Е.К, к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании недействительным решения Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе истца на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22.08.2011.
Заслушав доклад судьи Сидоркина С.В., пояснения представителя истца Зюзевой И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аникина Е.К. обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании недействительным решения Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец ( / / ) года рождения, является вдовой умершего С. ветерана Великой Отечественной войны. Истец обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. 07.05.2010 распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района . . . в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении истца было принято решение о постановке на учет в список граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования . . ... 07.07.2011 истец была письменно извещена ответчиком о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает оспариваемое распоряжение незаконным.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Ковалева О.В. исковые требования не признала, указав, что в своем заявлении истец указала, что зарегистрирована в квартире . . ., где имеет в собственности 1/8 долю, которая имеет общую площадь в 29,8 кв.м, а также приложила в документам копию решения, по которому за истцом было признано право собственности на 1/8 долю жилого дома общей площадью 137 кв.м., расположенного по адресу: . . ... 07.05.2010 распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга . . . Аникина Е.К. была поставлена на учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. В мае 2011 года Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была проведена проверка, в ходе проверки выяснилось, что при постановке Аникиной Е.К. на учет не была учтена 1/8 доля в собственности дома общей площадью 137 кв.м., расположенного по адресу: . . ... 06.06.2011 распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга . . . Аникина Е.К. была снята с учета по п. ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено решение, которым в иске отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Из материалов дела и содержания решения видно, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора и выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Каких либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом допущено не было.
Согласно ст. ст. 49-52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В Свердловской области порядок учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении урегулирован законом Свердловской области N 97-ОЗ от 22.07.2005, которым предусмотрено ведение учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга . . . от 26.06.2006 обязанность ведения учета таких граждан возложена на районные администрации.
Для признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учет необходимо лишь одно обстоятельство: наличие в пользовании гражданина жилого помещения площадью менее установленной учетной нормы (по городу Екатеринбургу - 10 кв.м. общей площади).
Как установлено судом, Аникина Е.К. является вдовой умершего ветерана ВОВ.
06.05.2010 она обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. В заявлении указано, что ее семья состоит из одного человека, который фактически проживает в квартире 40 . . . где ей принадлежит 1/8 доля в праве собственности. Общая площадь квартиры составляет 29,8 кв.м. Также Аникина Е.К. является собственником 1/8 доли жилого дома . . . общей площадью 137 кв.м. по улице Подгорной . . ... При определении нуждаемости Аникиной Е.К. в жилом помещении, с учетом положений жилищного законодательства, в расчет были приняты оба жилых помещения, общая площадь которых составила 166,8 кв.м., правом собственности на которые обладают 8 человек. Соответственно, на каждого собственника приходится по 20,8 кв.м. общей площади, что значительно превышает учетную норму, которая по городу Екатеринбургу составляет 10 кв.м. общей площади.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Аникина Е.К. изначально не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и ее снятие с учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
Кроме этого, представитель истца Зюзева И.М. в судебном заседании судебной коллегии пояснила, что Аникин М.П. при жизни получал трехкомнатную квартиру на семью. Аникина Е.К. из нее выписалась и переехала в однокомнатную квартиру, где получает пенсию. Трехкомнатная квартира осталась вдове ее умершего сына и их детям.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены нет.
Довод кассационной жалобы о том, что дом фактически жилым не является противоречит представленным в материалы дела доказательствам, поскольку он, согласно кадастрового паспорта (л.д.16) завершен строительством в 2008 году, построен из бревен 28 сантиметров, имеет перегородки из строганных досок покрытых лаком, дощатые окрашенные полы, кровлю, внутреннюю деревянную отделку, отопительную печь, совмещенную с кухонным очагом, лестницу, скрытую проводку (л.д.19). Доля в праве собственности истца в установленном порядке зарегистрирована на жилой дом (л.д.15). сведений о том, что дом не соответствует уровню благоустройства в г. Березовский материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360,361 п.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.