Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зинченко И.П.,
судей Семерневой Е.С.,
Волковой Я.Ю.,
с участием прокурора Даниловой А.В.,
при секретаре Ходос Ю.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании 02.08.2011 дело по иску прокурора города Карпинска в интересах Игошева А.И. к Администрации городского округа Карпинск, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика, поданной и подписанной представителем Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаковым Д.С. на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 10.03.2011, которым исковые требования удовлетворены частично
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпинский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в интересах Игошева А.И. к Администрации городского округа Карпинск, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, указав в обоснование, что вышеуказанное лицо относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Главы Карпинского городского округа . . . от 26 октября 1995 года Игошев А.И. определен в ГОУ Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Карпинский детский дом им. Ю. Гагарина", в связи с тем, что он остался без попечения родителей: мать умерла ( / / ), отец от ребенка отказался (имеет другую семью).
Пребывание Игошева А.И. в ГОУ Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . . ." ( / / ) было окончено.
Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области от 01 сентября 2004 года . . . за Игошевым А.И. было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: . . .
Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области от 09 августа 2007 года . . . распоряжение главы города Карпинска Свердловской области от 01 сентября 2004 года . . . отменено.
Администрацией городского округа Карпинск Игошев А.И.
принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Игошев А.И. не имеет благоустроенного жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям, где он мог бы проживать.
По окончании им учреждения начального профессионального образования, жилое помещение за счет средств областного бюджета предоставлено не было.
Полагает, что ответчиками нарушаются права детей-сирот, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 . . ., поскольку реализация положений названного закона возложена на ответчиков.
Просил суд возложить на Администрацию городского округа Карпинск, обязанность предоставить Игошеву А.И. благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами, установленными законодательством.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Карпинск с иском согласен. На 2011 год городскому округу Карпинск выделены бюджетные средства на строительство дома для граждан льготной категории. При передаче квартир городскому округу истец в установленном порядке будет обеспечен жильем. В конце 2011 года указанный дом будет введен в эксплуатацию и Игошеву А.И. будет предоставлено в нем жилое помещение.
Представитель ответчика - СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в письменном отзыве указал, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" является получателем средств областного бюджета, по Приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" не относится к органами исполнительной власти, обязанным по закону предоставить жилье указанной категории граждан, поэтому не может быть ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в письменном отзыве пояснила, что получателем средств является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований и направляются в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Обеспечение жильем Игошева А.И. при условии его постановки на учет в администрации муниципального образования, будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств
Суд постановил: Исковые требования прокурора города Карпинска в интересах Игошева А.И. к Администрации городского округа Карпинск, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок до 10 сентября 2011 года приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Карпинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией городского округа Карпинск для Игошева А.И. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Карпинск.
Возложить на администрацию городского округа Карпинск обязанность заключить с Игошевым А.И, договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Исковые требования прокурора г.Карпинска в интересах Игошева А.И. к СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного решения, ссылаясь на не полное исследование судом обстоятельств имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Учитывая вышеприведенные законодательные нормы, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, осуществляется путем выполнения каждым из ответчиков юридически значимых действий в пределах компетенции. В результате образуется сложный юридический состав, который и даст возможность, в конечном итоге, указанной категории граждан получить жилое помещение.
Принимая решение, суд правильно исходил из наличия оснований для защиты законных интересов истца, имеющего право на гарантии по социальной поддержке в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что Игошев А.И. является по своему социальному статусу ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остался без попечения обоих родителей.
Игошев А.И. не имеет закрепленного за ним жилого помещения после окончания обучения, что установлено судом. Иного ответчиками не доказано.
Довод жалобы о том, что истец пользовался жилым помещением до 18 лет и поэтому не имеет право на предоставление жилья за счет бюджетных средств, не принимается, как противоречащий обстоятельствам установленным судом.
Распоряжением главы города Карпинска Свердловской области от 09 августа 2007 года . . . распоряжение главы города Карпинска Свердловской области от 01 сентября 2004 года . . . о закреплении за ним помещения, отменено.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно определил дату приобретения и распределения жилья для И. коллегия не может принять во внимание. Как пояснил представитель администрации ГО Карпинска, в конце 2011 года будет введен в эксплуатацию дом для граждан льготной категории, в котором и будет предоставлено жилье истцу.
Решение суда по доводам жалобы не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 10.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.