Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Куликовой М.А.,
судей Семерневой Е.С.,
Родионовой Т.О.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
при секретаре Ходос Ю.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании 02.06.2011 дело по иску прокурора города Карпинска в интересах Рассказовой Е.А. к Администрации городского округа Карпинск, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 24.03.2011, которым исковые требования удовлетворены частично
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпинский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в интересах Рассказовой Е.А. к Администрации городского округа Карпинск, Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, указав в обоснование, что вышеуказанное лицо относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановления главы администрации города Сухой Лог . . . от 18.04.1995 Рассказова Е.А., ( / / ) и ее брат Рассказов В.А., ( / / ), помещены на постоянное проживание в Сухоложский дошкольный детский дом в связи с тем, что у матери произведено отобрание детей по решению суда, а отец отбывает наказание в местах лишения свободы.
Распоряжением Главы городского округа Карпинск от 22 декабря 2009 года . . . Рассказова Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда.
Из справки . . . от 22.08.2005 года следует, что Рассказова Е.А. являлась воспитанницей ГОУ Сухоложский детский дом с ( / / )
По окончании ею учреждения начального профессионального образования, жилое помещение за счет средств областного бюджета предоставлено не было.
Полагает, что ответчиками нарушаются права детей-сирот, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159, поскольку реализация положений названного закона возложена на ответчиков.
Просил суд возложить на Администрацию городского округа Карпинск, обязанность предоставить Рассказовой Е.А ... благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами, установленными законодательством.
Рассказова
Е.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что она имеет двоих малолетних детей: сыновей А., ( / / ) и Б., ( / / ), которые находятся у нее на иждивении и проживают вместе с ней. Просит предоставить ее жилое помещение с учетом численного состава ее семьи из трех человек.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Карпинск с иском согласен. На 2011 год городскому округу Карпинск выделены бюджетные средства на строительство тридцатиквартирного дома для граждан льготной категории. При передаче квартир городскому округу истец в установленном порядке будет обеспечена жильем. В конце 2011 года указанный дом будет введен в эксплуатацию и Рассказовой Е.А. будет предоставлено в нем жилое помещение.
Представитель ответчика - СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в письменном отзыве указал, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" является получателем средств областного бюджета, по Приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" не относится к органами исполнительной власти, обязанным по закону предоставить жилье указанной категории граждан, поэтому не может быть ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в письменном отзыве пояснила, что получателем средств является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований и направляются в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Обеспечение жильем Рассказовой Е.А. при условии ее постановки на учет в администрации муниципального образования, будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств
Суд постановил: Исковые требования прокурора города Карпинска в интересах Рассказовой Е.А. к Администрации городского округа Карпинск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок до 31 декабря 2011 года приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией городского округа Карпинск для Рассказовой Е.А. с учетом численного состава семьи из трех человек, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Карпинск.
Возложить на администрацию городского округа Карпинск обязанность заключить с Рассказовой Е.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Карпинска в интересах Рассказовой Е.А. к СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" о возложении обязанности о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Принимая решение, суд правильно исходил из наличия оснований для защиты законных интересов истца, имеющей право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что Рассказова Е.А является по своему социальному статусу ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет осталась без попечения обоих родителей.
Рассказова Е.А не имеет закрепленного за ней жилого помещения после окончания обучения, что установлено судом. Иного ответчиками не доказано. В связи с чем, довод жалобы о том, что суд неполно исследовал данное обстоятельство, не принимается.
Довод о том, что суд необоснованно обязал Министерство приобрести и распределить жилое помещение истцу, не может быть принят во внимание. Соответчики самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия в целях выполнения возложенных на них законом обязанностей по предоставлению жилья указанной категории граждан.
Из содержания и смысла законоположений, на которые ссылается ответчик, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, осуществляется путем выполнения каждым из ответчиков юридически значимых действий в пределах компетенции. В результате образуется сложный юридический состав, который и даст возможность, в конечном итоге, указанной категории граждан получить жилое помещение.
Ссылка ответчика на то, что из ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не следует предоставление жилья в течение определенного времени, судебной коллегией не может быть принята, в силу того, что судом установлен разумный срок - до 31 декабря текущего года. Кроме того, как пояснил представитель администрации, в течение 2011 года будет введен дом для граждан - льготников, к которым относится и истец.
Довод ответчика об отсутствии оснований для предоставления жилья истцу с учетом ее двоих малолетних детей, коллегия не может принять во внимание, поскольку не установлено препятствий для предоставления жилья истцу до рождения детей. Учет их прав обязателен в силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст.ст. 38, 40 Конституции РФ.
Решение суда по доводам жалобы не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 24.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.