Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н., судей Орловой А.И., Тушнолобовой Л.А. при секретаре Гисматулиной Д.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании 10 мая 2011 года гражданское дело по иску Зеленской С.П. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства
по кассационной жалобе Администрации г. Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда Свердловской области от 20 апреля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения представителей Администрации г. Екатеринбурга Любезновой Ю.А., Крыловой Н.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленская С.П. обратилась в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обосновании иска указала, что является инвалидом третьей группы, имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства по Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрацией г. Екатеринбурга 01 марта 2011 года необоснованно отказано в предоставлении истцу земельного участка площадью 1079 кв.м в аренду на 10 лет без проведения торгов для проектирования и строительства индивидуального жилого дома . . . Уточнив требования, просила признать незаконным указанный отказ Администрации г. Екатеринбурга, обязать Администрацию г. Екатеринбурга и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставить без проведения торгов в аренду на 10 лет в первоочередном порядке (безусловно) земельный участок площадью 1079 кв.м для проектирования и строительства индивидуального жилого дома из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе г. Екатеринбурга, по . . . право государственной собственности, на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц и относящийся к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2.
В судебном заседании представитель истца Пыцко М.О. поддержал уточненные требования и доводы, изложенные в иске.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга Любезнова Ю.А. иск не признала, указав, что оспариваемый отказ администрации города не нарушает права и свободы истца, соответствует действующему законодательству. Истец имеет право реализовать право на получение земельного участка в рамках Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", который принят в реализацию Закона "О социальной защите инвалидов", и повышает уровень защиты инвалидов по сравнению с федеральным законом. В отношении спорного земельного участка администрацией города принято решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Зеленская С.П., Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В представленном отзыве указанный ответчик просил в иске отказать, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком, в отношении спорного участка государственная собственность не разграничена, поэтому распоряжением указанным земельным участком занимается уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 апреля 2011 года исковые требования Зеленской С.П. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства удовлетворены. Отказ Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга от 01 марта 2011 года . . . признан незаконным. На Администрацию г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность предоставить Зеленской С.П. в аренду на 10 лет в первоочередном порядке (без проведения аукциона) земельный участок . . . площадью 1079 кв.м., расположенный в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга . . ., для индивидуального жилищного строительства.
В кассационной жалобе Администрация г. Екатеринбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 31 января 2011 года Зеленская С.П., являющаяся инвалидом . . . обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 1079 кв.м в аренду на 10 лет без проведения торгов для проектирования и строительства индивидуального жилого дома из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе г. Екатеринбурга, . . . право государственной собственности на который не разграничено, свободный от прав третьих лиц и относящийся к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2. (л. д. 14). Ответом от 01 марта 2011 года . . . Администрация г. Екатеринбурга отказала истцу в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В ответе также разъяснен порядок предоставления земельного участка в собственность однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ФЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (л.д. 17).
Зеленская С.П., считая такой отказ незаконным, обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
На основе анализа вышеприведенных норм права суд сделал правильный вывод о том, что в рамках аукциона, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна и при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
Суд также правильно указал, что инвалиды в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства платно и без проведения торгов в собственность или аренду, в то время как п. 2 ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ и принятым в соответствии с ним Положением от 27 апреля 2010 года предусмотрено бесплатное предоставление и только в собственность, но не в аренду, и сделал верный вывод о том, что Зеленская С.П. как инвалид в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке по договору аренды без проведения торгов.
Вместе с тем, наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить Зеленской С.П. по ее требованию любой произвольно выбранный ею земельный участок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
Как видно из материалов дела, истец просила предоставить ей в аренду на 10 лет конкретный земельный участок площадью 1079 кв.м, из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе г. Екатеринбурга, . . .
Между тем, в отношении данного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства, данное обстоятельство было установлено судом и подтверждается материалами дела (л.д.60-67, 73-82).
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у истца права на получение в аренду именно земельного участка по . . . приведены не были, в силу закона, договора или иного законного основания на ответчиках обязанность предоставить истцу именно данный конкретный земельный участок не лежит, то у суда отсутствовали основания для возложения на ответчиков обязанности предоставить спорный земельный участок из состава земель населенных пунктов, расположенных в Верх-Исетском административном районе г. Екатеринбурга, . . . в аренду на 10 лет Зеленской С.П.
Как видно из ответа Администрации г. Екатеринбурга от 01 марта 2011 года . . ., данного на обращение истца, Зеленской С.П. отказано в предоставлении земельного участка именно по тому основанию, что в отношении выбранного ею участка принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства. Вывод о невозможности предоставления истцу другого земельного участка ответ Администрации г. Екатеринбурга также не содержит. Исходя из вышеизложенного, данный отказ не противоречит закону, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания отказа Главархитектуры Администрации г. Екатеринбурга от 01 марта 2011 года . . . незаконным.
Что касается доводов искового заявления о несостоятельности позиции Администрации г. Екатеринбурга о том, что предусмотренное ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на первоочередное получение земельного участка может быть реализовано только в соответствии с положениями ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07 июня 2004 года N 18-ФЗ, и необоснованном отказе по этому основанию в предоставлении земельного участка по . . . в аренду на 10 лет Зеленской С.П., то как следует из буквального толкования ответа от 01 марта 2011 года . . ., таких выводов ответ Администрации г. Екатеринбурга не содержит, по данному основанию в предоставлении земельного участка истцу отказано не было. Разъяснение в ответе порядка постановки на учет на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку все существенные обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены, но неверно применены нормы материального права.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 апреля 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зеленской С.П. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить без проведения аукциона в аренду на 10 лет в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.