Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесовой Л.А., судей Орловой А.И., Семерневой Е.С. при секретаре Гисматулиной Д.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2011 года гражданское дело по иску Фоминой Л.В. к Администрации городского округа Верхний Тагил, Управлению образования городского округа Верхний Тагил, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кировграду и г. Верхнему Тагилу Свердловской области о признании периодов работы муниципальной службой и признании права на включение периодов работы в стаж муниципальной службы
по кассационной жалобе Фоминой Л.В. на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 17 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения Фоминой Л.В., ее представителя Одинцова Р.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомина Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Верхний Тагил, Управлению образования городского округа Верхний Тагил, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кировграду и г. Верхнему Тагилу Свердловской области о признании периодов работы муниципальной службой и признании права на включение периодов работы в стаж муниципальной службы.
В обоснование иска указала, что 03 октября 1996 года была принята на работу в Управление образования администрации г. Верхнего Тагила ... , 01 января 1997 года переведена ... в соответствии с приказом ... от 30 декабря 1996 года. В связи с исполнением обязанностей муниципального служащего просит возложить обязанность на Управление образование городского округа Верхний Тагил и Администрацию городского округа Верхний Тагил признать периоды службы с 03 октября 1996 года по настоящее время в должностях ... муниципальной службой, возложить обязанность на Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Кировграде и г.Вернем Тагиле Свердловской области включить периоды службы с 03 октября 1996 года по настоящее время в должностях ... в стаж муниципальной службы.
Фомина Л.В., ее представитель Одинцев Р. Н. доводы и требования, изложенные в иске, поддержали.
Представитель Администрации городского округа Верхний Тагил - Копелева 3.М. исковые требования признала частично. Не возражала, что периоды работы истца с 03 октября 1996 года по 01 февраля 1999 года в должностях ... являются муниципальной службой. Однако в соответствии с распоряжением Главы Администрации от 26 ноября 1998 года ... ряд отделов был упразднен, часть работников сокращена, ... Фомина Л.В. предупреждена о существенном изменении условий труда. В связи с тем, что штатное расписание Администрации г. Верхнего Тагила не включало должность ... как муниципальную должность, решением Думы городского округа г. Верхний Тагил от 17 декабря 2008 года ... "Об установлении должностей муниципальной службы городского округа Верхний Тагил" для органа местного самоуправления Управления образования установлена только одна должность муниципальной службы - начальник управления образования и на Фомину Л.В. не распространялись условия работы муниципального служащего: конкурс при приеме на работу, аттестация, надбавка и дополнительный отпуск, в признании права на включение периодов работы с 01 февраля 1999 года в стаж муниципальной службы просила отказать.
Представитель Управления образования Администрации городского округа Верхний Тагил Номоконов В. А. с исковыми требованиями в полном объеме не согласился. Пояснил, что управление образования не является надлежащим ответчиком, поскольку вопросы муниципальной службы решаются Администрацией городского округа. Решений об отнесении должности Фоминой Л. В. к муниципальной службе управлением образования не принималось.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кировграду и г. Верхнему Тагилу - Побединская Е. С. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что установление стажа муниципальной службы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления этого муниципального образования. Органы Пенсионного фонда правом на установление стажа муниципальной службы не обладают. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней. В настоящее время истец получателем трудовой пенсии не является.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 17 января 2011 года исковые требования Фоминой Л.В. удовлетворены частично. В стаж муниципальной службы в качестве муниципальной служащей Фоминой Л.В. включен период с 03 октября 1996 года по 01 января 1997 года ... и с 01 января 1997 года по 01 февраля 1999 года ... В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фомина Л.В. просит решение суда в части отказа в иске отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом обоснованно в стаж муниципальной службы Фоминой Л.В. включены периоды работы с 03 октября 1996 года по 01 января 1997 года ... и с 01 января 1997 года по 01 февраля 1999 года ...
В данной части решение суда сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, суд отказал истцу в удовлетворении иска в части включения в стаж муниципальной службы периода работы со 02 февраля 1999 года до момента разрешения спора ... , исходя из того, что указанная должность не была отнесена к муниципальной службе штатным расписанием Администрации городского округа Верхний Тагил, реестрами муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Верхний Тагил, утвержденными решениями Верхнетагильской городской Думы в 2005-2010 годах, в перечень муниципальных должностей не включена должность ... , и доказательств того, что Фомина Л.В. пользовалась правами и льготами с 01 февраля 1999 года, как муниципальный служащий, суду не представлено, что свидетельствует о том, что занимаемая истцом должность не является муниципальной должностью.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они постановлены на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с подп. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42 Федерального закона от 06октября2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы ( ст. 4 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Из правового смысла вышеприведенного федерального законодательства следует, что организация местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется, в том числе, на принципах единства основных требований к муниципальной службе и равного доступа граждан к данному виду службы, равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Должности муниципальной службы учреждаются для реализации конкретных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, принципы формирования содержания и объема вопросов местного значения, а, соответственно, и функций органов местного самоуправления, реализуемых муниципальными служащими, определяются федеральным законодательством. Нормативные акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принимаемые по вопросам муниципальной службы, должны полностью соответствовать федеральному законодательству.
Особенности муниципальной службы на территории Свердловской области урегулированы на основе федеральных законов и Устава Свердловской области Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136 "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" (ст. 1 указанного Областного закона).
В ст. ст. 2, 3, 4 Закона Свердловской области "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" даны понятия соответственно муниципальной службы, должности муниципальной службы, муниципального служащего, соответствующие определениям, приведенным в ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В силу ст. 10 указанного Областного закона прохождение муниципальной службы осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим законом и муниципальными правовыми актами.
На основании ч. 2 ст. 6 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Свердловской области "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Свердловской области, утверждаемым законом Свердловской области.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что должности муниципальной службы, устанавливаемые муниципальными правовыми актами, должны соответствовать реестру должностей муниципальной службы в Свердловской области.
Законом Свердловской области от 14июня2005года N49-ОЗ утвержден Реестр должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований.
Подпунктом 1 п. 1 параграфа 3 данного реестра предусмотрена в качестве должности муниципальной службы, относящейся к ведущим должностям, должность заместителя председателя (начальника, заведующего) отраслевого (функционального) органа исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что занимаемая истцом должность ... не является должностью муниципальной службы, поскольку не отнесена к таковым муниципальным правовым актом.
При этом суд не учел, что по своей правовой природе занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальной службы, предусмотрена в качестве таковой Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом Свердловской области, в связи с чем у органа местного самоуправления, обязанного действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, отсутствовали основания для исключения должности истца из должностей муниципальной службы.
Так, должность ... - это должность в отраслевом органе местного самоуправления (п. 1.1 Положения об управлении образованием ГО Верхний Тагил, утвержденного решением Верхнетагильской городской Думы 19 декабря 2005 года), образованном в соответствии с уставом Муниципального образования Верхний Тагил (п. 4 ст. 14 Устава) с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, что следует из функциональных обязанностей и должностных инструкций ... , утвержденных начальником управления образования соответственно 10 ноября 1997 года, 10 октября 2003 года и 01 января 2007 года ... , согласно которым ... выполняет функции, непосредственно относящиеся к полномочиям и предмету деятельности управления, а не осуществляет техническое обеспечение деятельности Управления образования.
Таким образом, занимаемая истцом должность полностью подпадает под определение должности муниципальной службы, предусмотренное ч. 1 ст. 6 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ч. 1 ст. 3 Закона Свердловской области "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".
Соответствует должность ... и понятию муниципальной должности, закрепленному в ранее действовавшем федеральном законодательстве, согласно которому под муниципальной должностью понималась, в том числе, должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 08 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") и в законодательстве Свердловской области, содержащем аналогичную формулировку (п. 1 ст. 6 Закона Свердловской области от 03 апреля 1996 года N 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области").
Должность ... в качестве должности муниципальной службы органов местного самоуправления в Свердловской области - должности категории "В" как ведущая должность предусматривалась и ранее установленным Единым реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области, утвержденным областным законом от 07 августа 1996 года N 34-ОЗ.
Поскольку должность ... является должностью в отраслевом органе местного самоуправления, образованном в соответствии с уставом Муниципального образования Верхний Тагил, лицо, замещающее данную должность, исполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий управления образования, а не обязанности по техническому обеспечению деятельности управления (ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", ч. 2 ст. 4 ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области"), данная должность предусмотрена реестром должностей муниципальной службы в Свердловской области, а должности муниципальной службы должны устанавливаться муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации, то должность ... муниципальной службы подлежала отнесению к должностям муниципальной службы в силу действующего законодательства.
Невключение муниципальными правовыми актами должности, являющейся по своей правовой природе должностью муниципальной службы, предусмотренной реестром должностей муниципальной службы Свердловской области, в реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Верхний Тагил ведет к нарушению установленных общих принципов организации местного самоуправления и учреждения соответствующих функциональному назначению должностей муниципальной службы в муниципальном образовании, нарушению принципа единства основных требований к муниципальной службе и равного доступа граждан к данному виду службы, равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, как видно из материалов дела, реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Верхний Тагил впервые был утвержден решением Верхнетагильской городской Думы от 30 ноября 2005 года ... Так как до этого отсутствовал муниципальный правовой акт, устанавливающий должности муниципальной службы (штатное расписание Администрации городского округа Верхний Тагил таким правовым актом не является), то при разрешении вопроса о том, относится ли должность ... к должностям муниципальной службы, необходимо было руководствоваться непосредственно действовавшим на тот момент Единым реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области, утвержденным областным законом от 07 августа 1996 года N 34-ОЗ, которым должность ... была отнесена к муниципальным должностям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 16 ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы).
В соответствии со ст. 18 Закона Свердловской области от 21января1997года N5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" установление стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы осуществляется соответственно государственным органом Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления этого муниципального образования.
Фомина Л.В. осуществляла оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в отраслевом органе местного самоуправления, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющих должности муниципальной службы.
В результате невключения занимаемой истцом должности в реестр должностей муниципальной службы Фомина Л.В., исполняя в порядке, определенном законодательством, обязанности по должности ... , являющейся по своей природе должностью муниципальной службы, оказалась лишена предоставляемых муниципальным служащим гарантий, в частности, работа в указанной должности в период со 02 февраля 1999 года по день рассмотрения спора не была включена ей в стаж муниципальной службы, тем самым были нарушены ее конституционные права.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушенное право Фоминой Л.В. подлежит защите путем включения в стаж муниципальной службы истца работы в должности ... в период со 02 февраля 1999 года по день рассмотрения спора - 17 января 2011 года.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Фоминой Л.В. к Администрации городского округа Верхний Тагил, к компетенции которой относится установление стажа муниципальной службы, о включении в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности ... со 02 февраля 1999 года по 17 января 2011 года подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении иска.
При этом судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в иске к Управлению образования городского округа Верхний Тагил, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кировграду и г. Верхнему Тагилу Свердловской области, поскольку вопросы установление стажа муниципальной службы к компетенции данных органов не относятся, и они являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360-362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировградского городского суда Свердловской области от 17 января 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Фоминой Л.В. к Администрации городского округа Верхний Тагил о включении периода работы со 02 февраля 1999 года в стаж муниципальной службы отменить, вынести по делу в этой части новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Включить Фоминой Л.В. в стаж муниципальной службы в качестве муниципальной служащей период работы ... со 02 февраля 1999 года по 17 января 2011 года. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.