Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесовой Л.А.,
судей Чумак Г.Н.,
Орловой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 марта 2011 года гражданское дело по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Паршукова С.А. к Администрации МО "город Каменс-Уральский", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения и заключении договора социального найма
по кассационным жалобам Администрации МО "город Каменск-Уральский" и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 20 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах Паршукова С.А. обратился с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение площадью 33 кв.м. ... за счет средств областного бюджета, к Администрации МО "город Каменск-Уральский" о возложении обязанности предоставить Паршукову С.А. жилого помещения по договору социального найма, приобретенное за счет средств областного бюджета с последующим заключением договора социального найма.
В обоснование своих требований указал, что Паршуков С.А. ( / / ) закончил Муниципальное образовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат ... ", в настоящее время обучается в ГОУ Среднего профессионального образования ... и относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации г. Каменска-Уральского от 14 апреля 2010 года ... Паршуков С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, во внеочередной список по предоставлению жилого помещения, как оставшийся без попечения родителей и не имеющий закрепленного жилого помещения.
Несмотря на то, что Постановлением главы администрации г. Каменска-Уральского от 04 мая 2010 года ... Паршукову С.А. предоставлено койко-место в общежитии ... , это не является препятствием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, прокурор просил удовлетворить его иск.
Паршуков С.А ... поддержал заявленные требования, не возражает против предоставления ему жилья площадью не ниже 33 кв.м.
Представитель ГОУ Среднего профессионального образования ... также поддержал требования прокурора.
Представители Администрации МО "город Каменск-Уральский", Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, органов по опеке и попечительству ТОИОГВ СО "Управления социальной защиты населения по городу Каменск-Уральскому и Каменскому району", Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в судебное заседании не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судом иск Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Паршукова С.А. к Администрации МО "город Каменск-Уральский", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения и заключении договора социального найма удовлетворен.
На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающим санитарным и техническим требованиям площадью 33 кв.м. ... за счет средств областного бюджета, а на Администрацию МО "город Каменск-Уральский" предоставить Паршукову С.А. жилое помещение по договору социального найма, приобретенное за счет средств областного бюджета с последующим заключением договора социального найма
Не согласившись с решением, представители ответчиков Администрации МО "город Каменск-Уральский", и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области подали кассационные жалобы, в которых просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неисполнимость данного решения до соблюдения предусмотренной законом процедуры передачи жилья в муниципальную собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как верно указал суд, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Установив, что Паршуков С.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, достиг совершеннолетнего возраста, однако до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем, вынужден проживать в общежитии, которое по смыслу действующего жилищного законодательства является временным местом жительства, суд правомерно в соответствии с вышеприведенными нормами права, гарантирующими право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма, удовлетворил требования прокурора в интересах Паршукова С.А. о предоставлении последнему благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, установленными для обеспечения жильем детей - сирот.
Доводы кассационных жалоб о том, что суд преждевременно приял указанное выше решение, поскольку после принятия постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета", проект которого разработан, Паршуков С.А. в соответствии с предусмотренной указанным порядком процедуры будет обеспечен жилым помещением за счёт средств областного бюджета и без судебных постановлений, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку отсутствие утвержденного Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот на 2011 год, не может повлиять на права граждан, закрепленных в Федеральном законодательстве.
При этом, возлагая обязанность на ответчиков по предоставлению Паршукову С.А. благоустроенного жилого помещения за счет средств областного бюджета, суд принял во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 05 февраля 2001 года, согласно которой обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления.
А так как Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года N1631 -ПП с 01 января 2010 года именно на Министерство строительство и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции с учетом Постановления Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 года N1469-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвердившего подпрограмму "Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложил на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям для дальнейшего распределения его Паршукову С.А.
Доводы кассационной жалобы представителя МО "город Каменск-Уральский" о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее Паршукова С.А., являются несостоятельными. Для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) и обеспечиваются жильем вне очереди (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Действующим законодательством не установлен даже порядок постановки на учет граждан этой категории, в данном случае требуется только факт обращения для реализации, установленной законом, гарантии по обеспечению жилым помещением. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 20 января 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации МО "город Каменск-Уральский" и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.