Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зинченко И.П.,
судей Семерневой Е.С.,
Калимуллиной Е.Р.
с участием прокурора Истоминой И.В.,
при секретаре Ходос Ю.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании 03 марта 2011 г. дело по иску Сухоложского городского прокурора к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения в интересах Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З.; а также по искам Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения
по кассационному представлению Сухоложского городского прокурора Свердловской области, на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 21 декабря 2010 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., пояснения представителя истцов Кочнева Л.В. ( по доверенностям от 29 ноября 2010 г.), поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Истоминой И.В., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухоложский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с исками в интересах Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Сухой Лог, указав в обоснование, что вышеуказанные лица относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилых помещений.
Мазурина (Виноградова) Н.А., Кочнева О.Н., Нелюбина А.В.подали в Администрацию ГО Сухой Лог заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений.
Постановлениями главы ГО Сухой Лог они были поставлены на такой учет.
Саляева В.З., Кочнева О.Н., Мазурина Н.А., Нелюбина А.В. окончили образовательные учреждения, где проходили обучение.
Несмотря на окончание каждой из них образовательных учреждений жилое помещение за счет средств областного бюджета предоставлено не было.
Прокурор полагает, что ответчиками нарушаются права детей-сирот, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159, поскольку реализация положений названного закона возложена на ответчиков.
Просил суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилые помещения, соответствующие установленным социальным нормам - не менее 25 кв. м;
- распределить данные жилые помещения каждому из лиц, в интересах которых действует прокурор;
- передать жилые помещения в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог на безвозмездной основе;
- обязать администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданные Министерством жилые помещения по договору социального найма Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З.
Мазурина (Виноградова) Н.А., Саляева В.З., Кочнева О.Н., Нелюбина А.В. обратились в суд с самостоятельными исковыми заявлениями с требованием об обязании ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации городского округа Сухой Лог к предоставлению жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в письменном отзыве пояснила, что порядок обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей определен, средства выделены, при условии постановке истцов на учет в Администрации муниципального образования, они будут обеспечены жильем без судебного решения.
Представитель ответчика администрации ГО Сухой Лог требования, обращенные непосредственно к Администрации городского округа, не оспаривала, пояснила, что при передаче квартир городскому округу истцы в установленном порядке будут обеспечены жильем. В 2010 году в городском округе Сухой Лог планировалось выделение 4 квартир, к настоящему моменту затребована заявка еще на 6 квартир.
Суд постановил: Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа Сухой Лог предоставить по договору социального найма жилые помещения по месту жительства истцов Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З.
В удовлетворении остальных требований Сухоложского городского прокурора и Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З. - отказать.
Прокурор в кассационном представлении прокурор указывает, что исключение Министерства строительства и архитектуры Свердловской области из числа ответчиков влечет за собой невозможность исполнения судебного решения в данном виде, ввиду наличия определенного порядка и взаимосвязанных между собой полномочий у исполнительного государственного органа и органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Принимая решение, суд правильно исходил из наличия оснований для защиты законных интересов истцов, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что Мазурина (Виноградова) Н.А., Саляева В.З., Кочнева О.Н., Нелюбина А.В. являются по своему социальному статусу детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Мазурина (Виноградова) Н.А., Саляева В.З., Кочнева О.Н., Нелюбина А.В. не имеют закрепленного за ними жилого помещения после окончания обучения.
До момента обращения в суд право на жилое помещение по договору социального найма не реализовано.
Суд обоснованно, в рамках полномочий, возложенных действующим законодательством, возложил на Администрацию г. Сухого Лога обязанность по предоставлению истцам, в установленном порядке по договорам социального найма, жилых помещений муниципального жилищного фонда
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с отказом в удовлетворении требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п. 3, п. 12 вышеизложенного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое осуществляет распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения, подготовка которых осуществляется в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями представленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Привлеченные по делу в качестве соответчики самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия в целях выполнения возложенных на них законом обязанностей по предоставлению жилья указанной категории граждан.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено только на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления в Свердловской области не имеется.
В этой связи возложение обязанности только на орган местного самоуправления, не может быть принят во внимание как противоречащий не только духу, но и букве Федерального закона N 184- ФЗ от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для реализации права детей- сирот на получение жилья, действующее законодательство предусмотрело правовой механизм, включающий в себя выполнение каждым из ответчиков юридически значимых действий в пределах компетенции.
В результате образуется сложный юридический состав, который и даст возможность, в конечном итоге, указанной категории граждан получить жилое помещение.
Более того, как видно из содержания и смысла вышеприведенных норм, ныне действующее законодательство не дает оснований для того, чтобы сводить правовую конструкцию "предоставление жилого помещения" сугубо только к " заключению договора социального найма".
В связи с изложенным, суд ошибочно отказал в удовлетворении требований в отношении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, поэтому надлежит возложить на него обязанность в соответствии с его полномочиями, предусмотренными вышеуказанным Порядком. При этом доводы ответчика не могут иметь правового значения, поскольку на момент рассмотрения дела в суде, вышеуказанные обязанности Министерством не исполнены.
Судебная коллегия считает возможным решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, принять новое решение об удовлетворении требований.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.360, абз.4 ст. 361, 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 21 декабря 2010 г., отменить в части. Принять новое решение. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилых помещений по месту жительства для истцов (Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З.) не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Сухой Лог по заключению с Мазуриной (Виноградовой) Н.А., Кочневой О.Н., Нелюбиной А.В., Саляевой В.З. договоров социального найма на приобретённые для них жилые помещения".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.