Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Гафарова Р.Р.,
судей Шумилова А.А. и Комиссаровой Л.К.
при секретаре Габдулловой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Краснова Н.З. к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, поступившее по кассационной жалобе представителя истца Краснова Н.З. - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Краснова Н.З. к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии в сумме "данные изъяты" руб., взыскании расходов на представителя, отказать.
Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснов Н.З. в лице представителя Аркадьева В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, в частности просил:
- обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии;
- взыскать с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме "данные изъяты"., за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме "данные изъяты"., за период с 01 июля 1999 года по 21 декабря 2002 года в сумме "данные изъяты"., расходы на представителя в размере "данные изъяты" руб.
Требования обоснованы тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Из средств массовой информации ему стало известно о недоплате пенсии Военным комиссариатом Чувашской Республики.
В нарушение пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" в период с 01 февраля 1993 года по 01 апреля 1993 года истцу начислялась пенсия без учета требований о том, что оклады по воинским (специальным) званиям не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из справки, предоставленной Военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01 февраля 1993 года до 01 апреля 1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада, потому истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01 апреля 1993 года.
Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям, содержались также в абзаце 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N72, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, и лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N1.
С 01 июля 1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N72.
Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 п.2 постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N72 был признан не соответствующим абзацу 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из справки, предоставленной Военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01 января 1999 года до 01 июля 1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада, потому истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01 января 1999 года до 01 июля 1999 года.
Помимо изложенного, истец обосновывает свои требования сложившейся судебной практикой, ссылаясь на определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 с 01 июля 1999 года в 2,02 раза увеличены месячные оклады по званию.
В нарушение требований данного Указа, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N72 установлены с июля 1999 года конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее чем в 2,02 раза.
Решением Верховного Суда РФ от апреля 2001 года N ВКПИ 00-16 Приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.
Истец полагает, что увеличение окладов по воинским званиям менее, чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.
Кроме того, очередное увеличение окладов по воинским званиям в 1,2 раза с 01 декабря 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 года N680 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" также произведено без учета увеличения окладов по воинским званиям в 2,02 раза.
В последующем размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были установлены в размере не менее половины окладов по воинским должностям постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" лишь с 01 января 2003 года. Таким образом, вследствие установления военнослужащим в период с 01 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года размера окладов по воинским званиям в меньшем размере также неправильно исчислялись и пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу, что существенно затронуло имущественные права военных пенсионеров.
Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.
Согласно требованиям статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание истец Краснов Н.З. не явился, представитель истца Аркадьев В.И., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, а также представил уточненное исковое заявление, где просил взыскать с ответчика недоплату пенсии с индексацией по 01 марта 2011 года в размере "данные изъяты" рублей.
Представители ответчика, Военного комиссариата Чувашской Республики, Харченко Т.Н., Щеглова Е.Н., Ефремов А.В. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Краснова Н.З. - Аркадьевым В.И. по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных надбавок (далее - надбавки) и других дополнительных денежных выплат (далее - выплаты).
В пункте 2 статьи 12 названного Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.
При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
Из анализа приведенных норм права следует, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. При этом установление данных окладов находится в компетенции Правительства РФ.
В спорный период с
01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года оклады по воинским званиям определялись в соответствие с постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года N65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты". Указанное постановление введено в действие с 01 января 1993 года и признано утратившим свою силу с 01 апреля 1993 года постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".
Названным постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года N65 установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N7.
Иные оклады в указанный спорный период Правительством РФ не устанавливались.
Таким образом, Правительством РФ с 01 января 1993 года установлены оклады по воинским званиям военнослужащих, а воинские должностные оклады не устанавливались и не увеличивались.
Кроме того, на момент принятия Правительством РФ постановления от 27 января 1993 года N 65 положения пункта 2 статьи 12 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", на которые ссылается истец, еще не действовали, поскольку закон был опубликован в "Российской газете" лишь 09 февраля 1993 года.
Повышение должностных окладов лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 12 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" было произведено только с принятием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340.
Так, согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 должностные оклады лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, были повышены в 1,9 раза, а размер окладов по званию был повышен в соответствии с приложением N 2 к указанному постановлению. В связи с этим истцу была пересмотрена пенсия и установлен оклад по должности в "данные изъяты" руб., по званию "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах в спорный период с
01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года Правительство РФ не производило повышение воинских должностных окладов, соответственно исковые требования о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
27 мая 1998 года был принят Федеральный закон N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно абзацу первому пункта 2 статьи 12 которого размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Абзацем вторым этого же пункта также предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Указанный абзац 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ исключен с 01 июля 2000 года ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда". Федеральным законом от 07 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01 июля 2002 года.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в спорный период с
01 января 1999 года по 30 июня 1999 года действовали положения абзаца 2 п.2 ст.12 Федерального закона N 76-ФЗ, предусматривающие, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству РФ было поручено повысить с 01 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством РФ принято постановление от 19 января 1999 г. N72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.
Решением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.
Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством РФ других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено постановлениями Правительства РФ от 19 января 1999 г. N 72 и от 14 сентября 2000 года, не выплачивались.
Как следует из материалов дела, истцу пенсия была рассчитана исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, от 14 сентября 2000 года N 680.
Поскольку Правительство РФ не принимало иных постановлений об установлении или повышении окладов военнослужащих за спорный период
с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, требования истца о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
Требование о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с
01 июля 1999 года по 31 декабря 2002
года и о взыскании за указанный период недополученной пенсии также необоснованно по следующим основаниям.
Как уже было указано выше, установление окладов по занимаемым должностям и воинским званиям находилось в компетенции Правительства РФ.
В период с 01 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года оклады по воинским званиям военнослужащих и оклады по должности определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2000 года N 680, иные оклады за указанный период Правительством Российской Федерации не устанавливались.
Постановление от 19 января 1999 г. N 72, которым с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1, было признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 решением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72.
Поскольку за период с 01 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством Российской Федерации других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации, не выплачивались.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчеты пенсии истцу производил. Иные оклады в указанные периоды Правительством Российской Федерации, как указано выше, не устанавливались и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.
Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи с чем у Военного комиссариата Чувашской Республики не имелось оснований для перерасчета пенсии истцу за указанные периоды.
Поскольку вины Военного комиссариата Чувашской Республики в непроведении перерасчетов пенсии не имеется, отсутствуют и основания для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, предусматривающей возможность взыскания пенсии без ограничения срока, на что прямо указывал представители ответчика.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о пересчете пенсии за спорные периоды.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении истцу пенсии, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и данные доводы по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Иные доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу представителя истца Краснова Н.З. -Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 24 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.