Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Гафарова Р.Р.
судей Шумилова А.А. и Комиссаровой Л.К.
при секретаре Габдулловой Р.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева Н.Т. к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,
поступившее по кассационной жалобе представителя истца Терентьева Н.Т. - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Терентьева Н.Т. к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 в сумме "данные изъяты" руб. и за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме "данные изъяты" руб., с индексацией по 01.03.2011 год, взыскании расходов на представителя, отказать.
Заслушав доклад судьи Гафарова Р.Р., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Терентьева Н.Т. - Аркадьев В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, в частности просит:
- возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии;
- взыскать с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 в сумме "данные изъяты" руб. и за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме "данные изъяты" руб., с индексацией по 01.03.2011 год, расходы на представителя в размере "данные изъяты" руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики.
Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.
Постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года N65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" были установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и лиц начальствующего состава органов внутренних дел). Данное постановление вступило в силу 01 января 1993 года.
Между тем Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993 N4339-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" с 01 января 1993 года веден в действие Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Пунктом 2 ст.12 данного Закона предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
При этом оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с Конституцией России от 12.04.1978 года законы Российской Федерации обязательны для исполнения (ст.81). Согласно ст.46 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" при исчислении пенсий военнослужащих учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.
Статьей 57 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" устанавливалось, что суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 43, Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию.
Статьей 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В нарушение п.2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 до 01.04.1993 года истцу начислялась пенсия без учета требований о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.02.1993 до 01.04.1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.
Таким образом, истец полагает, что имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01.04.1993 года.
Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям содержались также в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.
С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года ИВКПИ 99-18 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 был признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.
Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г.
Согласно требований статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, истцом понесены расходы по оплате услуг представителя.
В судебном заседании представитель истца по Аркадьев В.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, далее уточнил и просил взыскать с ответчика недополученную пенсию с индексацией по 01 марта 2011 года. Также заявил ходатайство сделать запрос в Министерства обороны РФ и для выяснения вопроса произведены ли перерасчеты окладов по воинскому званию действующим военнослужащим или произведены им выплаты для приведения окладов по воинским званиям требованию Закона "О статусе военнослужащих" в спорные периоды.
В удовлетворении данного ходатайства представителя истца с учетом мнения представителей ответчика судом отказано.
Представитель ответчика Харченко Н.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано представителем истца Терентьева Н.Т. - Аркадьевым В.И.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося решения по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях.
В соответствии с п.1 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных надбавок (далее - надбавки) и других дополнительных денежных выплат (далее - выплаты).
В п.2 ст.12 названного Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.
При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
Из анализа приведенных норм права следует, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. При этом установление данных окладов находится в компетенции Правительства РФ.
В спорный период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года оклады по воинским званиям определялись в соответствие с постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года N65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты".
Указанное постановление введено в действие с 01 января 1993 года и признано утратившим свою силу с 01 апреля 1993 года постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".
Названным постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года N65 были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N7.
Иные оклады в указанный спорный период Правительством РФ не устанавливались.
Таким образом, Правительством РФ с 01 января 1993 года установлены оклады по воинским званиям военнослужащих, а воинские должностные оклады не устанавливались и не увеличивались.
Кроме того, на момент принятия Правительством РФ постановления от 27 января 1993 года N 65 положения п.2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", на которые ссылается истец, еще не действовали, поскольку закон был опубликован в "Российской газете" только 9 февраля 1993 года.
Повышение должностных оклады лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в соответствии с положениями п.2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" были произведено только с принятием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340.
Так, согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 должностные оклады лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, были повышены в 1,9 раза, а размер окладов по званию был повышен в соответствии с приложением N2 к указанному постановлению. В связи с этим истцу была пересмотрена пенсия и установлен оклад по должности в "данные изъяты" руб., по званию "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах в спорный период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года Правительство РФ не производило повышение воинских должностных окладов, соответственно исковые требования о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
27 мая 1998 года был принят Федеральный закон N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно абзацу первому пункта 2 статьи 12 которого размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Абзацем вторым этого же пункта также предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Указанный абзац 2 п.2 ст.12 Федерального закона N76-ФЗ исключен с 01 июля 2000 года ст.6 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда".
Федеральным законом от 07 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01 июля 2002 года.
Следовательно, в спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года действовали положения абзаца 2 п.2 ст.12 Федерального закона N76-ФЗ, предусматривающие, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24.12.1998 года N1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству Российской Федерации было поручено повысить с 01 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством РФ принято постановление от 19 января 1999 г. N72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года были установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.
Решением ВК Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N1 к постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.
Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством РФ других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено постановлениями Правительства РФ от 19 января 1999 г. N 72 и от 14 сентября 2000 года, не выплачивались.
Как следует из материалов дела, истцу пенсия была рассчитана исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, от 14 сентября 2000 года N 680.
Поскольку Правительство РФ не принимало иных постановлений об установлении или повышении окладов военнослужащих за спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, требования истца о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
В соответствии со ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку установление военнослужащим размеров окладов по должностям и по воинским званиям отнесено законодателем к исключительной компетенции Правительства РФ (абзац первый пункта 2 статьи 12 Федерального закона N76-ФЗ), пенсионный орган не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, вследствие этого отсутствует вина Военного комиссариата Чувашской Республики в не произведении перерасчета пенсии, что в силу ст.58 названного Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Иные доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному применению и толкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении основаниям.
Они также направлены на иную оценку доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушении норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу представителя истца Терентьева Н.Т. - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 24 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.