Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Гафарова Р.Р.
судей Шумилова А.А. и Комиссаровой Л.К.
при секретаре Габдулловой Р.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Орлова М.С к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,
поступившее по кассационной жалобе представителя истца Орлова М.С - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Орлова М.С к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.02.1993 г. по 31.03.1993 г. в сумме "данные изъяты" руб., за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме "данные изъяты" руб., за период с 01.07.1999 г. по 31.12.2002 год в сумме "данные изъяты" руб. с индексацией по 01.03.2011 год, взыскании расходов на представителя, отказать.
Заслушав доклад судьи Гафарова Р.Р., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Представитель Орлова М.С. - Аркадьев В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, в частности просит:
- возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии;
- взыскать с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме "данные изъяты"., за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме "данные изъяты"., за период с 01 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года в сумме "данные изъяты"., расходы на представителя в размере "данные изъяты" руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики.
Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.
Так, в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-ФЗ) содержалось требование, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638. военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.
В силу в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01.01.1999 окладов по воинским должностям.
В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.
С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года ИВКПИ 99-18 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 был признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, истец полагает, что имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г.
Согласно требованиям статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" с 01 июля 1999 года в 2,02 раза увеличены месячные оклады по званию.
Как полагает истец, в нарушение требований данного Указа Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N72 установлены с июля 1999 года конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее чем в 2,02 раза.
Решением Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N163 8.
Увеличение окладов по воинским званиям менее чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.
Очередное увеличение окладов по воинским званиям с 01 декабря 2000 года на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 в 1,2 раза произошло без учета увеличения оклада по званию в 2,02 раза согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" с 01.01.2003 года установлены новые оклады по воинским званиям.
Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров. Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.
Кроме того, истцом понесены расходы по оплате услуг представителя.
На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истца в размере "данные изъяты" рублей, в т.ч.: за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме "данные изъяты" руб.; за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме "данные изъяты" руб., за период с 01.07.1999 г. по 31.12.2002 г. в сумме "данные изъяты" руб., а также судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика недоплату пенсии с индексацией по 01.03.2011 г. в размере "данные изъяты" руб. Заявил также, что считает неправомерным ставить соблюдение и защиту прав истца, в зависимость от действий других лиц - военнослужащих, которым оклады по воинским званиям не были своевременно установлены в надлежащем размере, но которые не обращались в суды за защитой своих прав.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано представителем истца Орлова М.С. - Аркадьевым В.И.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося решения по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях.
27 мая 1998 года был принят Федеральный закон N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно абзацу первому пункта 2 статьи 12 которого размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Абзацем вторым этого же пункта также предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Указанный абзац 2 п.2 ст.12 Федерального закона N76-ФЗ исключен с 01 июля 2000 года ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда".
Федеральным законом от 07 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01 июля 2002 года.
Следовательно, в спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года действовали положения абзаца 2 п.2 ст.12 Федерального закона N76-ФЗ, предусматривающие, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24.12.1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству Российской Федерации было поручено повысить с 01 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством РФ было принято постановление от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.
Решением Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N1 к постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 действительно признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.
Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством РФ других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено постановлениями Правительства РФ от 19 января 1999 г. N 72 и от 14 сентября 2000 года, не выплачивались.
Как следует из материалов дела, истцу пенсия была рассчитана исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, от 14 сентября 2000 года N 680.
Поскольку Правительство РФ не принимало иных постановлений об установлении или повышении окладов военнослужащих за спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, требования истца о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку установление военнослужащим размеров окладов по должностям и по воинским званиям отнесено законодателем к исключительной компетенции Правительства РФ (абзац первый пункта 2 статьи 12 Федерального закона N76-ФЗ), пенсионный орган не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, вследствие этого отсутствует вина Военного комиссариата Чувашской Республики в не произведении перерасчета пенсии, что в силу ст.58 названного Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному применению и толкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении основаниям.
Они также направлены на иную оценку доказательств, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Иные доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушении норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу представителя истца Орлова М.С - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 24 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.