Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Королевой С.В.
и судей: Роговой И.В., Степановой Т.Г.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 апреля 2011 года по иску Прокурора Кондопожского района в интересах Засимовой М.А. к Администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Королевой С.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Мартынова Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения истицы Засимовой М.А., возражавшей по доводам кассационной жалобы, прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Засимова М.А., ХХ.ХХ.ХХ ... рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, родная мать Засимовой М.А. (добрачная фамилия Стадник О.С. умерла ХХ.ХХ.ХХ.г.). Постановлением главы Администрации местного самоуправления Медвежьегорского района ХХ от 06.02.2003г. Стадник (Засимова) М.А. была передана под опеку Г. Жилое помещение за ребенком не закреплялось. Засимова М.А. зарегистрирована по адресу: ( ... ), ( ... ), Пиндушское городское поселение, ст. ( ... ) Данное жилое помещение уничтожено в результате пожара. Засимова М.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Пиндушского городского поселения. Более восьми лет Засимова М.А. проживает в г. Кондопога, имеет постоянное место работы, находится в отпуске по уходу за ребенком. Ссылаясь на положения статьи 17 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2, 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прокурор просил обязать Администрацию Кондопожского муниципального района предоставить Засимовой М.А. по месту жительства в г. Кондопога жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Перетятько И.В. иск поддержал.
Истица Засимова М.А. в судебном заседании также иск поддержала. Пояснила, что по месту регистрации фактически не проживала, квартира была уничтожена в результате пожара в 2001 году, другое жилое помещение за нею не было закреплено. С января 2003 года проживала в семье опекуна в ( ... ). В 2006 году окончила Производственное училище ХХ ( ... ), в июле 2006 года обращалась в Администрацию по месту регистрации с заявлением о предоставлении жилого помещения, в предоставлении жилья было отказано со ссылкой на отсутствие свободного жилья. В феврале 2011 года Администрация Пиндушского городского поселения уведомила её о наличии освободившегося жилого помещения, однокомнатной квартиры, однако предлагаемое жилое помещение не пригодно для проживания, поскольку часть крыши жилого дома отсутствует, в окнах в квартире нет стекол, печь разрушена. От получения данной квартиры отказалась. В настоящее время без регистрации проживает по месту жительства супруга по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ). Данный жилой дом находится в аварийном состоянии, решение суда о производстве капитального ремонта дома не исполнено. В 2011 году обращалась в Администрацию Кондопожского городского поселения по вопросу предоставления жилья, в устной форме в предоставлении жилого помещения было отказано с указанием на то, что обеспечение жильем производится по месту регистрации.
Представитель ответчика Администрации Кондопожского муниципального района Мартынов Д.А. в судебном заседании не оспаривал право Засимовой М.А. на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что по заявленным прокурором основаниям Администрация района является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Администрации Пиндушского городского поселения в суд не явился, извещен о слушании дела. В отзыве на иск указал, что в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством Администрация Пиндушского городского поселения не наделена полномочиями предоставления жилья указанной категории граждан.
Решением суда иск удовлетворен.
Суд обязал Администрацию Кондопожского муниципального района обеспечить Засимову М.А. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Кондопога, за счет субвенций, предоставляемых бюджету Кондопожского муниципального района из бюджета Республики Карелия.
С решением суда не согласен ответчик Администрация Кондопожского муниципального района, в кассационной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Полагает, что суд при вынесении решения фактически вышел за рамки заявленных требований и в решении обязал обеспечить предоставление жилого помещения, что само по себе предполагает необходимость совершения каких-либо действий. При этом в судебном заседании судом и участниками процесса не рассматривался данный вопрос, суд не указал какие именно действия должна выполнить Администрация и именно по данным требованиям Администрация свою правовую позицию не излагала.
Указывает, что полномочиями по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан органы местного самоуправления муниципальных районов (органы опеки и попечительства) не наделены. Обязанность обеспечения жильем предусмотрена Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст.8), относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации. В Законе Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28.11.2005г. N ( ... ) не закреплена обязанность органа местного самоуправления муниципального района предоставлять жилое помещение.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор согласен с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999г. N 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999г., отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет), в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Закона).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005г. N ( ... ) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия. ... по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Министерство финансов РК планирует нормативы формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Судом установлено, что Засимова М.А. (добрачная фамилия Стадник), ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Засимовой М.А. умерла в 2003 году.
На основании постановления Главы местного самоуправления Медвежьегорского района 06.02.2003г. ХХ несовершеннолетняя Стадник М.А. (Засимова) была признана сиротой, оставшейся без попечения родителей, и передана под опеку Г. Данным постановлением за Стадник М.А. закреплено право на получение жилого помещения в ( ... ), поскольку квартира, в которой был зарегистрирован ребенок, сгорела 18.03.2001г.
С 2003 года Засимова М.А. проживала у опекуна в г. Кондопога, где получила образование (окончила Производственное училище ХХ г. Кондопоги), в настоящее время работает в ОАО "( ... )", с 14.01.2006г. Стадник М.А. вступила в брак с З., от брака имеет ребенка З.1., ХХ.ХХ.ХХ.г. рождения, проживает без регистрации по адресу: ( ... ), ( ... ), ( ... ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 01.04.2009г. N ( ... ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999г.
Тщательно исследовав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу, что истица имеет право на обеспечение (предоставление) жилым помещением по месту проживания в ( ... ) и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Администрация Кондопожского муниципального района является в соответствии с действующим законодательством органом местного самоуправления муниципального района, который наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку в силу вышеприведенного законодательства именно на Администрацию Кондопожского муниципального района в указанном споре возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истице, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кондопожского городского суда от 01 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.