ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В составе: Председательствующего Таратунина Б.К.
Судей: Рочевой Е.С., Шмотиковой С.А., Кабанен Н.И., Касым Л.Я., Савастьянова Г.С.,
Рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе Петрозаводского городского Совета на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 16 августа 2011 года по иску Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету о взыскании сумм ежемесячных доплат, понуждению к совершению действий,
Заслушав доклад судьи Кудиновой Т.В., объяснения представителя заявителя Суржко Г.А, поддержавшего доводы надзорной жалобы, объяснения Кашина В.И. и его представителя адвоката Переплесниной С.В., просивших судебные постановления оставить без изменения, Президиум
УСТАНОВИЛ:
Кашин В.И. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с 1983 года являлся депутатом Петрозаводского городского Совета, с 14 мая 2001 года по 16 мая 2002 года исполнял полномочия Председателя Петросовета на платной основе, с 17 мая 2002 года по 08 июня 2004 года исполнял полномочия заместителя Председателя Петросовета на платной основе, по истечению срока полномочий был уволен с указанной должности. С 07 января 2004 года получал ежемесячную доплату к пенсии по старости в размере 80 % от должностного оклада заместителя Председателя Петросовета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, в размере 65%. С 01 сентября 2010 года ответчик без какого-либо предупреждения, прекратил производить данные ежемесячные выплаты. Истец полагает действия ответчика неправомерными и нарушающими его права. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия Петросовета по прекращению с сентября 2010 года выплаты ежемесячной доплаты за стаж работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления; взыскать с ответчика неполученные ежемесячные доплаты за период с сентября 2010 года по май 2011 года включительно в сумме ___ руб., за период с июля по август 2010 года - ___ руб.; обязать Петросовет с 01 июня 2011 года производить ежемесячную доплату в размере 80% должностного оклада заместителя Председателя Петросовета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июля 2011 года исковые требования Кашина В.И. удовлетворены. Действия Петрозаводского городского Совета по прекращению с сентября 2010 года выплаты Кашину В.И. ежемесячной доплаты за стаж работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления признаны незаконными. С ответчика в пользу истца взыскана недополученная ежемесячная доплата за период с июля 2010 года по май 2011 года включительно в размере ___ руб. На ответчика возложена обязанность с 01 июня 2011 года производить истцу ежемесячную доплату в размере 80% должностного оклада заместителя Председателя Петросовета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 16 августа 2011 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июля 2011 года оставлено без изменения. Судебная коллегия определила исправить описку в резолютивной части судебного решения, дополнив второй абзац словом "незаконным".
В надзорной жалобе заявитель просит судебные постановления, состоявшиеся по делу отменить, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что распоряжение Председателя Петрозаводского городского Совета "Об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., занимавшего должность заместителя Председателя Петрозаводского городского Совета" от 10 декабря 2004 года N 68-рк является незаконным, поскольку на момент его издания размер ежемесячной доплаты к пенсии должен был определяться с учетом пенсии и ежемесячной доплаты к ней, но не более 80 % от должностного оклада. Также заявитель указывает, что вывод суда о том, что истец получал доплату в размере 8 % от должностного оклада, не соответствует действительности, так как такую доплату он никогда не получал. Заявитель ссылается на то, что у Кашина В.И. нет необходимого стажа работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления для получения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку период работы с 14 мая 2001 года по 16 мая 2002 года, когда истец исполнял полномочия Председателя Петросовета на платной основе, не может быть зачислен в стаж работы выборного должностного лица, так как не являлся таковым.
Определением судьи Верховного суда Республики Карелия Кудиновой Т.В. от 8 ноября 2011 года дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Президиум находит определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 16 августа 2011 года подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным ст. 387 ГПК РФ, в соответствии с которой основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания распоряжения от 10.12.2004 года N68-к, статья 13 Закона Республики Карелия "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" от 03 января 2001 года N 456-ЗРК предусматривала, что выборным должностным лицам устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении выборной муниципальной должности от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" от 03 января 2001 года N 456-ЗРК выборным должностным лицом местного самоуправления являлось лицо, замещающее выборную муниципальную должность на постоянной основе с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Выборными должностными лицами в Республике Карелия также являлись глава местного самоуправления и иные выборные должностные лица, предусмотренные Уставом муниципального образования.
Согласно ст. ст. 16, 22 и 28 Устава Петрозаводского городского округа, принятого решением Петросовета от 19 октября 1999 года N XXIII-XXVI/418, депутат Петросовета работал на неосвобожденной основе, совмещая депутатскую деятельность с выполнением трудовых и служебных обязанностей по месту основной работы, за исключением избираемого из числа депутатов Председателя Петросовета. Председатель Петросовета должен был работать на постоянной основе. Председатель Петросовета избирался из числа депутатов городского Петросовета и работал на постоянной основе. Заместитель Председателя Петросовета избирался из числа депутатов Петросовета и работал на неосвобожденной основе. Указанное должностное лицо выполняло поручения Председателя Петросовета, исполняло его обязанности в его отсутствие или невозможности его выполнения им своих обязанностей.
Как следует из материалов дела, решением Петросовета "О заместителе Председателя Петрозаводского городского Совета" от 12 сентября 2000 года N XXIV/IV-67 Кашин В.И. был избран заместителем Председателя Петросовета.
В период с 14 мая 2001 года по 16 мая 2002 года Кашин В.И. исполнял обязанности Председателя Петросовета, поскольку решением Петросовета от 11 мая 2001 года N XXIV/XI-216 были досрочно прекращены полномочия Председателя Петросовета .
В период с 17 мая 2002 года по 08 июня 2004 года Кашин В.И. замещал должность заместителя Председателя Петросовета на постоянной основе, так как решением Петросовета от 17 мая 2002 года N XXIV/XXV-324 в статьи 16 и 28 Устава местного самоуправления города Петрозаводска были внесены изменения, согласно которым заместитель Председателя Персовета также как и Председатель Петросовета работает на постоянной основе, то есть должность заместителя Председателя Петросовета была отнесена к выборным должностным лицам местного самоуправления. Кроме того, данный период работы в должности выборного лица местного самоуправления подтверждается записью в трудовой книжке.
Таким образом, заслуживает внимание довод надзорной жалобы о том, что распоряжение Председателя Петрозаводского городского Совета "Об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., занимавшего должность заместителя Председателя Петрозаводского городского Совета" от 10 декабря 2004 года N 68-рк является незаконным, поскольку у Кашина В.И. нет необходимого стажа работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления для получения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку период работы с 14 мая 2001 года по 16 мая 2002 года, когда истец исполнял полномочия Председателя Петросовета на платной основе, не может быть зачислен в стаж работы выборного должностного лица, так как он не являлся таковым.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
В силу ч. 2 ст. 197 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы в случае, если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей, либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда.
Из материалов гражданского дела усматривается, что вынесенное кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 16 августа 2011 года подписано не всем составом судебной коллегии (отсутствует подпись председательствующего).
При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 5 ч. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационное определение подлежит отмене, поскольку судебной коллегией допущено существенное нарушение норм процессуального закона.
Руководствуясь п.2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 16 августа 2011 года по настоящему делу отменить и дело направить на новое кассационное рассмотрение.
Председатель Президиума Таратунин Б.К.
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ Дмитриев А.В., ______ _________________ 201_ г
"Согласовано" судья Верховного суда РК
____________________ Кудинова Т.В., ______ _________________ 201_ г.
"Разместить на сайте" Зам. председателя Верховного суда РК
____________________Рочева Е.С.__., ______ _________________ 201_ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.