ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В составе: Председателя Таратунина Б.К.
судей: Рочевой Е.С, Шмотиковой С.А., Кабанен Н.И., Стракатовой З.Е.
рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе Логиновой С.В. на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2011 года по иску Логиновой С.В. к В.сельскому поселению МР РК о признании незаконным и недействующим решения XVII сессии Совета В. сельского поселения N 3 от 15.12.2010 года, обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Галашевой И.Н., объяснения истицы, поддержавшей доводы надзорной жалобы, объяснения представителя ответчика Рик С.В., возражавшей против доводов надзорной жалобы, Президиум
УСТАНОВИЛ:
Логинова С.В. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в соответствии с решением Х III сессии Совета В. сельского поселения N2 от 15.07.2010 года ей, ранее занимавшей муниципальную должность Главы администрации В. сельского поселения, с 12.07.2010 года была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 80% денежного содержания по занимаемой должности, что составляло ... руб. Решением XVII сессии Совета В. сельского поселения N3 от 15.12.2010 года ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 16.12.2010 года установлена в размере 20%, что составляет сумму ... руб.
Считая указанное решение противоречащим действующему законодательству, нарушающим ее право на доплату к трудовой пенсии в полном объеме, Логинова С.В. просила признать незаконным и недействующим с момента принятия решение XVII сессии Совета В. сельского поселения N3 от 15.12.2010 года об изменении размера доплаты к ее трудовой пенсии с 80% на 20% денежного содержания муниципального служащего, обязать В. сельское поселение осуществлять с 16.12.2010 года доплату к ее трудовой пенсии в размере 80% денежного содержания муниципального служащего.
Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и недействующим с момента принятия решение Х VII сессии II созыва Совета В. сельского поселения N3 от 15.12.2010 г. "О внесении изменений в решение N2 от 15.07.2010 года "Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего В. сельского поселения". Суд обязал В. сельское поселение осуществлять Логиновой С.В. с 16.12.2010 года доплату к ее трудовой пенсии по старости в размере 80% месячного должностного оклада Главы администрации В. сельского поселения с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2011 года решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года по настоящему делу отменено. Принято новое решение об отказе в иске.
В надзорной жалобе, поданной Логиновой С.В., ставится вопрос об отмене кассационного определения от 31 мая 2011 года с оставлением в силе решения Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года.
Определением судьи Верховного суда Республики Карелия Галашевой И.Н. от 01 сентября 2011 года дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции в связи с существенным нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения надзорной жалобы и отмены кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2011 года.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.387 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что решением N2 от 15.07.2010 г. XIII сессии II созыва Совета В. сельского поселения "Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего В. сельского поселения" в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.07.2007 года N1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия", п.11 ст.41 Устава муниципального образования "В. сельское поселение", вышедшей на пенсию Логиновой С.В., занимавшей муниципальную должность Главы администрации В. сельского поселения, исходя из стажа муниципальной службы 20 лет, с 12.07.2010 года была установлена ежемесячная доплата в размере 80% денежного содержания с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением XVII сессии II созыва Совета В. сельского поселения от 15.12.2010 г. N3 "О внесении изменений в решение N2 от 15.07.2010 года "Об установлении и определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего В. сельского поселения" с 16.12.2010 года размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Логиновой С.В. был снижен до 20% с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что Закон Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", Устав муниципального образования "В. сельское поселение", Положение "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим В. сельского поселения Суоярвского муниципального района Республики Карелия" не предусматривают снижение размера установленной к трудовой пенсии доплаты. Кроме того, обжалуемым решением ухудшено положение Логиновой С.В. по выплате ей указанной доплаты к пенсии.
Отменяя решение суда от 12 апреля 2011 года и принимая новое решение об отказе в иске, суд кассационной инстанции со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ указал на то, что Совет В. сельского поселения, осуществляя самостоятельно и под свою ответственность решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, решая вопросы по формированию, утверждению, исполнению бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (статья 14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации"), имея право на установление дополнительных мер социальной защиты вышедшим на пенсию муниципальным служащим, реализовал данное право, назначив доплату к пенсии истице в размере 80% денежного содержания по ранее занимаемой ею должности. Тот же орган местного самоуправления вправе изменять порядок и размер такой доплаты, что и было сделано органом местного самоуправления путем принятия обжалуемого решения. При этом суд кассационной инстанции также исходил из того, что полного отказа от мер социальной поддержки со стороны органа местного самоуправления не последовало. Орган местного самоуправления действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Однако суд кассационной инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст.11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 г. N1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в редакции Закона РК от 28.05.2010 г. N1388-ЗРК).
Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты (абзац введен Законом РК от 12.01.2009 г. N1266-ЗРК).
Согласно пункту 5 ст.11 указанного Закона порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.
В силу п.5 ст.34 Устава муниципального образования В. сельского поселения Главе поселения, вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) Главы поселения устанавливается Советом поселения.
Решением V сессии II созыва Совета депутатов В. сельского поселения N1 от 18.01.2010 г. утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим В. сельского поселения МР РК. В соответствии с указанным Положением размер ежемесячной доплаты к пенсии устанавливается в таком размере, что сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55% месячного денежного содержания муниципального служащего исходя из стажа муниципальной службы, с увеличением на 3% за каждый год муниципальной службы женщинам, имеющим стаж свыше 10 лет.
Вышеназванное Положение принято в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.07.2007 г. N1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" и Уставом муниципального образования "В. сельское поселение", учитывает стаж муниципальной службы, не изменялось и действует в настоящее время.
Таким образом, оспариваемое решение Совета В. сельского поселения N3 от 15.12.2010 г. о снижении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истицы принято в нарушение Устава муниципального образования "В. сельское поселение", противоречит вышеуказанному Положению, поскольку принято произвольно, при установлении доплаты в размере 20% не учтен максимальный стаж муниципальной службы (20 лет) истицы.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имелось оснований, предусмотренных законом, для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, в связи с чем кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2011 года нельзя признать законным, и по изложенным основаниям оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Президиум находит возможным по настоящему делу оставить в силе решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года.
Руководствуясь ст. 388, п.4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 31 мая 2011 года по настоящему делу отменить.
Решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2011 года по настоящему делу оставить в силе.
Председатель Президиума: Б.К. Таратунин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.