СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Машкиной И.М., Ус Е.А.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 18 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Габдулхакова И.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 августа 2010 года, по которому в удовлетворении требований Габдулхакова И.В. к ОАО "Коми энергосбытовая компания", ОАО "Территориальная генерирующая компания N9", ООО "Тепловые сети Воркуты" о признании незаконным начисление платы за отопление жилого помещения, признании права на перерасчет, перерасчете сумм начисленных за отопление, взыскании необоснованно полученных платежей за отопление с учетом индексации и процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, о возложении обязанности произвести перерасчет (корректировку) размера платы за отопление в соответствии с п.п.2 п.1 приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам отказано.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габдулхаков И.В. обратился в суд с иском к ОАО "Коми энергосбытовая компания" о признании незаконным начисления платы за отопление жилого помещения с применением норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов возможного изменения платы, признании за ним права на перерасчет необоснованно начисленных сумм за отопление, взыскании необоснованно полученных сумм за отопление с учетом индексации и процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... Считает, что суммы, начисленные ответчиком к оплате за отопление в период с 01 марта 2007 года по 30 ноября 2009 года, завышены. Норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, установленный с 01.02.2006 года для населения г. Воркуты решением Совета МО "Город Воркута" от 25.01.2006 N 275, не соответствовал действовавшему на тот период федеральному законодательству, предусматривающему дифференцированный подход к установлению нормативов потребления коммунальных услуг с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. Необоснованное установление нормативов потребления тепловой энергии также привело к превышению предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на отопление, определенного постановлением Правительства Республики Коми от 15.02.2006 N 25.
Заявлением от 11 июня 2010 года истец изменил исковые требования и просил обязать ОАО "Коми энергосбытовая компания", ООО "Тепловые сети Воркуты", ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" произвести перерасчет размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, указав, что 1 раз в год должна производиться корректировка размера платы за отопление на основании фактического расчета платы между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией за предшествующий год с учетом фактической температуры наружного воздуха в отопительный период и тепловой нагрузки всего здания, просил взыскать необоснованно полученные платежи за отопление за спорный период.
Истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, ответчики в суд своих представителей не направили, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации и вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе истец не согласен с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на несоответствие размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам, полагает, что судом необоснованно положены в основу корректировки сведения о размере платы за потребленную тепловую энергию, представленные ООО "Тепловые сети Воркуты", поскольку данный ответчик не является ресурсоснабжающей организацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Габдулхаков И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ...
Как следует из представленных истцом счетов-квитанций, в спорный период, с 01 марта 2007 года по 30 ноября 2009 года, истец производил оплату коммунальных услуг по счетам, выставляемым ответчиком ОАО "Коми энергосбытовая компания". При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ОАО "Коми энергосбытовая компания" руководствовалось действовавшим на тот момент нормативом, утвержденным решением Совета МО "Город Воркута" от 25.01.2006 года N 275, согласно которому для населения муниципального образования "Город Воркута" с 01 февраля 2006 года был утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.
Решением Совета МО "Город Воркута" от 25.01.2006 N 275 "Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения" утвержден и введен в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования "Город Воркута" норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год. Также определено, что указанный норматив применяется: при начислении платы населению за отопление (пункт 2.1); при исчислении льгот и субсидий на оплату отопления (пункт 2.2).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года отменено решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2009 года, которым пункт первый приведенного решения муниципального органа в части введения в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования "Город Воркута" норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метров в год признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета МО ГО "Воркута" от 25.01.2006 N 275 "Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения".
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 и действующим на дату принятия решения муниципального органа порядком, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом методических рекомендаций, предусматривающих включение отопления в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода энергии, необходимой для отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет оплаты услуг по отоплению ответчиком произведен с учетом подлежащего применению в спорный период норматива расхода тепловой энергии на отопление, определенного муниципальным органом с учетом требований действующего на момент его установления порядка утверждения норматива потребления коммунальных услуг и не противоречащего действующему порядку определения норматива потребления, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Доводы жалобы о несоответствии размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
Доводы заявителя о том, что ООО "Тепловые сети Воркуты" не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, не вправе представлять корректировку сведений о размере платы за потребленную тепловую энергию, несостоятельны, поскольку не влияют на правильный вывод суда. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам.
Ссылок на факты, опровергающие выводы суда и свидетельствующие о необходимости применения при расчете корректировки платы за отопление иных исходных данных, в жалобе не приведено. Представленный истцом расчет нормативной стоимости потребления тепловой энергии не может быть принят во внимание, поскольку произведен с нарушением установленного порядка, предусмотренного вышеуказанной Методикой.
Отклонение судом первой инстанции ходатайства истца об истребовании дополнительных доказательств не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, так как данное ходатайство разрешено судом в соответствии с требованиями ст. 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу ч. 3 ст. 67 ГПК Российской Федерации достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
При этом, судебная коллегия считает необходимым в соответствии с положениями ст. 200 ГПК Российской Федерации исправить допущенную в резолютивной части решения суда описку в отчестве истца, указав вместо "Вакифовоча" - "Вакифовича", поскольку она не влияет на существо постановленного решения.
Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 августа 2010 года оставить без изменения, исправив допущенную в резолютивной части решения суда описку в отчестве истца, указав вместо "Вакифовоча" - "Вакифовича".
Кассационную жалобу Габдулхакова И.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.