Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Пуховой Е.В., Ивановой М.Н.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
с участием представителя истца Понедзельской Н.С., представителя Министерства труда и социального развития по РС (Я) Федоровой Т.Д., Моедо Л.В., представителя Правительства РС (Я) Варламова М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда от 13 октября 2011г., которым по делу по заявлению Понедзельского Станислава Станиславовича к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета об оспаривании решения об исключении из республиканского реестра
постановлено:
Признать решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета об исключении из республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, от 29 апреля 2011 года в отношении Понедзельского Станислава Станиславовича незаконным.
Обязать Комиссию по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенции из федерального бюджета восстановить Понедзельского Станислава Станиславовича в республиканском реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Понедзельский С.С. обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об исключении из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, дающего право на государственную социальную поддержку по улучшению жилищных условий как инвалида детства. В обоснование своих требований указал, что является инвалидом детства с 1993 года, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2011г. был включен в государственный реестр на социальную выплату, затем исключен по мотивам непредоставления доказательств медицинского переосвидетельствания и подтверждения инвалидности. Переосвидетельствование на инвалидность не прошел ввиду того, что обучается и проживает за пределами республики. Просил признать решение ответчика необоснованным, отменить и восстановить в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В кассационной жалобе просит решение отменить, производство отменить в связи с неправильным применением судом норм права. Указывает, что истец должен был предоставить документы, подтверждающие наличие у него оснований состоять реестре (инвалидность). Полагает свои действия правомерными.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования истца, суд сослался на обоснованность принятия заявителя на учет в 1990г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям того, что он является инвалидом детства. Суд указал, что с момента постановки на учет право заявителя на социальную поддержку не реализовано, обстоятельства остались прежними и правовых оснований для исключения из реестра не имеется.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации".
Статьей 17 указанного закона установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления жилищных субсидий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года N 226 "О Порядке предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций федерального бюджета".
В соответствии с пунктом 8 данного Порядка, для решения вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с использованием средств субвенций из федерального бюджета Правительством Республики Саха (Якутия) создается Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.03.2010 N 213-р "О составе Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета" утверждён состав Комиссии. В соответствии с пунктом 16 данного Порядка Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) исходя из объема федеральных субвенций, выделенных государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на текущий год, формирует предварительный список граждан - получателей социальных выплат и уведомляет граждан о включении в указанный список.
ГУ "Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) своим письмом от 22.02.2011 N 93 поставило заявителя в известность о том, что он состоит в очереди и может быть обеспечен социальной выплатой в 2011 году.
Согласно пункту 17 данного Порядка гражданин после получения уведомления обязан в течение 15 дней представить в Управление социальной защиты населения по месту жительства заявление о предоставлении социальной выплаты на текущий год с приложением копии документа, подтверждающего право гражданина на предоставление мер социальной поддержки (удостоверение инвалида (участника) боевых действий, члена семьи погибшего (умершего) инвалида, участника боевых действий, справка МСЭ, подтверждающая инвалидность на момент получения социальной выплаты).
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством РФ (ст. 12 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы, согласно статье 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Порядок установления инвалидности в настоящее время регулируется Правилами о признании лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания граждан инвалидами".
Указанными Правилами установлена необходимость подтверждения группы инвалидности через определенный период времени (инвалидов I группы - один раз в два года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид").
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.
В соответствии с пунктом 13.1. Правил, граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию.
Согласно пункту 20 Правил медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
На данный момент оснований для удовлетворения заявления Понедзельского С.С. о праве на социальную выплату в 2011г. не усматривается, так как доказательств медицинского освидетельствования с подтверждением инвалидности в комиссию он не представил. Факт неподтверждения инвалидности заявитель не отрицает, ссылаясь на объективные сложности для прохождения переосвидетельствования по месту обучения и по месту пребывания в г. Москве, невозможность реабилитационного лечения во время каникул по месту постоянного проживания в г.Якутске. Доказательств того, что с 2008г. в течение 3 лет заявитель не имел возможности пройти медицинское освидетельствование, не добыто.
Таким образом, заявитель на данный момент не признан в установленном порядке инвалидом, что объективно исключает его включение в республиканский реестр по социальным выплатам за 2011г. Данное обстоятельство - представление доказательства об инвалидности является обязательным условием для включения гражданина в соответствующий реестр. При таких обстоятельствах оснований считать незаконными действия комиссии не усматривается, однако суд пришел к ошибочному выводу, неправильно истолковав и применив нормы материального права.
Кроме того, суду следовало учесть, что из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий заявитель не исключен. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что решением комиссии заявитель вообще утратил право на вышеуказанный вид государственной социальной поддержки. У заявителя возможность включения в вышеуказанный реестр для реализации своего права в будущем не утрачена. В случае прохождения переосвидетельствования и подтверждения инвалидности, по утверждению представителей соответствующих государственных органов, он может быть включен в вышеуказанный реестр на следующий год для реализации своего права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, а потому решение суда нельзя считать законным и обоснованным. Учитывая, что обстоятельства дела установлены в полном объеме, необходимости в исследовании дополнительных доказательств нет, судом допущена ошибка при применении норм материального права, судебная коллегия, отменяя решение, находит возможным принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Понедзельского С.С. следует отказать по основаниям, указанным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 13 октября 2011г. по делу по заявлению Понедзельского Станислава Станиславовича к Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, об оспаривании решения об исключении из республиканского реестра отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Понедзельского С.С. отказать.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Пухова Е.В.
Иванова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.