Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Р.С. Александровой
судей: В.Г.Васильевой
Л.А. Дмитриевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истцов Баталовой Людмилы Павловны, Баталова Владимира Андреевича на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2011 г.,
по делу по иску Баталовой Людмилы Павловны, Баталова Владимира Андреевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском районе РС(Я) об обязании устранить допущенные нарушения их прав, связанных с уменьшением размера районного коэффициента при начислении пенсий, обязании произвести индексацию их пенсий и выплатить недоплаченные суммы (страховой и базовой частей) с 01 апреля 2006 г. по 15 апреля 2011 г., которым
постановлено:
В удовлетворении иска Баталовой Людмилы Павловны, Баталова Владимира Андреевича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском районе РС(Я) об обязании устранить допущенные нарушения их прав, связанных с уменьшением размера районного коэффициента при начислении пенсий, обязании произвести индексацию их пенсий и выплатить недоплаченные суммы (страховой и базовой частей) с 01 апреля 2006 года по 15 апреля 2011 года, отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баталова Л.П., Баталов В.А. обратились в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском районе РС(Я) об обязании устранить нарушения их прав, связанных с уменьшением размера районного коэффициента при начислении пенсии, мотивируя тем, что ответчик при расчете индивидуального коэффициента пенсионера для расчета пенсии применил районный коэффициент 1,4 вместо 1,7. Истец Баталова Л.П. просит взыскать с Управления Пенсионного фонда недоплаченные суммы пенсии согласно расчета, а именно за период с 01 апреля 2006 года по 15 апреля 2011 года - ... руб., произвести индексацию её пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ с 01 апреля 2006 года. Баталов В.А. просит взыскать с Управления Пенсионного Фонда недоплаченные суммы пенсии в результате уменьшения районного коэффициента за период с 1 апреля 2006 года по 15 апреля 2011 года- ... , произвести индексацию его пенсии с Постановлением Правительства РФ с 01 апреля 2006 года.
Иски мотивированы тем, что до апреля 2006 года при исчислении пенсий истцов применялся районный коэффициент 1,7, как к базовой, так и страховой частям. Истцы ссылаются на то, что этот коэффициент был установлен решениями Нерюнгринского городского суда, вступившими в силу. Полагают, что с апреля 2006 года руководство Пенсионного фонда РФ необоснованно без рассмотрения в Госдуме РФ, без утверждения в Совете Федерации обязало ответчика срочно применить к их пенсиям законоположение "О трудовых пенсиях в РФ" N173 от 17 декабря 2001 года.
Судом вынесено указанное решение, не согласившись с которым истцы обратились в Верховный Суд РС (Я) с кассационными жалобами.
В кассационных жалобах истцы просят отменить решение суда, мотивируя тем, что Постановлением ЦК КПСС Совмина СССП от 29.04.1975 г. N 325 для лиц работающих в Южно-Якутском угольном комплексе установлен районный коэффициент к зарплате 1,7, данный документ применяется по настоящее время.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
При обращении в суд истцы основывали свои требования на Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", которым на период строительства этого комплекса установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей данного комплекса и расположенных в районе строительства. Указанное Постановление не отменено и действие его не приостановлено.
Вместе с тем порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии со статьей 112 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что заявители работали в отраслях народного хозяйства, непосредственно обслуживающих строительство Южно-Якутского угольного комплекса, где Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей данного комплекса и расположенных в районе строительства. При этом суд пришел к выводу о том, что данный районный коэффициент установлен к заработной плате (пункт 29 указанного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР) и подлежал применению только в период строительства комплекса с 1975 года по 1982 год (пункт 1), а потому на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и в целях пенсионного обеспечения применяться не может.
Установление повышенного коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом сложности производственных условий строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях привлечения работников для скорейшего завершения строительства), поэтому данный коэффициент не является районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих в этих районах. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.02.2006 N 74-В05-14.
На основании статьи 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 (ред. от 26.01.2010) "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к пенсиям в размере 1,4, в том числе и по г. Нерюнгри, который и подлежит применению.
Поскольку при разрешении спора судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, ошибок в применении и толковании норм материального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) считает, что принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2011 г. по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Александрова Р.С.
Судьи: Васильева В.Г.
Дмитриева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.