Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей: Куратовой Л.В., Бондаревой Н.И.
при секретаре Искендерове И.Р.
с участием прокурора
Волгоградской областной прокуратуры Бецковой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес", действующего в интересах Е., к администрации "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" о понуждении к исполнению законодательства о ветеранах
по кассационному представлению прокурора "адрес" и кассационной жалобе Е. на решение "адрес" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
В удовлетворении иска прокурора "адрес", действующего в интересах Е., к администрации "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" о понуждении к исполнению законодательства о ветеранах, отказано.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., представителя администрации "адрес" Б., возражавшего против доводов кассационного представления и кассационной жалобы, заключение прокурора Бецковой И.Б., полагавшей жалобу необоснованной и не поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с иском в защиту Е. к администрации "адрес" городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" о понуждении к исполнению законодательства о ветеранах, указав, что прокуратурой "адрес" по обращению участника ВОВ Е. проведена проверка исполнения законодательства о ветеранах в деятельности администрации "адрес" городского поселения. Проведенной проверкой установлено, что в администрацию "адрес" городского поселения неоднократно обращалась участник ВОВ Е. по вопросу предоставления жилого помещения, так как дом, в котором она проживает, является не пригодным для проживания. Е. выдано удостоверение участника ВОВ для лиц вольнонаемного состава армии и флота ДД.ММ.ГГГГ. Решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Е. администрацией "адрес" городского поселения не выдавалось. Так, Е. администрацией "адрес" городского поселения отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Между тем, как установлено проведенной прокуратурой "адрес" проверкой, Е. в собственности жилых помещений не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма также не является. Просит признать действия администрации "адрес" городского поселения по отказу в постановке Е. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, а также понудить администрацию "адрес" городского поселения к соблюдению законодательства о ветеранах: поставить Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после вступления решения суда в законную силу, передать необходимые документы в администрацию "адрес" муниципального района для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением Е. как участника ВОВ.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационном представлении и кассационной жалобе прокурор "адрес" и Е. просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.п. "в" п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
В соответствии с п.1 и п. 6 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8. и п.9 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 334-п "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории "адрес", за счет субвенций федерального бюджета", для получения социальной выплаты гражданин или его полномочный представитель представляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) "адрес" (далее именуется - орган местного самоуправления) следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению 1;
копию паспорта;
копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
выписку из домовой книги или копию финансового лицевого счета за текущий год;
выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.
Органы местного самоуправления:
а) принимают от граждан (полномочных представителей) заявление и документы, перечисленные в пункте 8 настоящего Порядка;
б) в течение одного рабочего дня регистрируют заявления в Книге регистрации заявлений ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 2. Основанием для отказа в регистрации заявления является неполное представление документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или реализованное ранее право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета;
в) производят проверку представленных документов;
г) не позднее 30 рабочих дней со дня представления документов принимают решение о признании гражданина получателем социальной выплаты;
д) в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина получателем социальной выплаты письменно уведомляют об этом гражданина;
е) заводят учетное дело, которое должно содержать документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, и выписку из решения о признании гражданина получателем социальной выплаты;
ж) совместно с центрами социальной защиты населения ежегодно до 30 декабря текущего года формируют и направляют в Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по форме согласно приложению 3;
ежегодно до 30 декабря текущего года на основании документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, формируют и направляют в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (далее именуется - Уполномоченный орган) список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в очередном финансовом году, по форме согласно приложению 4.
Названные списки должны быть согласованы с соответствующим центром социальной защиты населения и утверждены главой муниципального района (городского округа) Волгоградской области.
Согласно п.п.3 п.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из требований ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Суд первой инстанции установил, что Е. является участником Великой Отечественной войны. Е. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой N ВТЭК.
Согласно ответу ОУФМС России по "адрес" в "адрес", Е. значится зарегистрированной по адресу: "адрес".
Как следует из справки ФГУП " "данные изъяты"", жилой дом, расположенный по адресу "адрес" зарегистрирован за Н. на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой "адрес" следует, что собственниками являются Н. и Н.Т.К.
Согласно свидетельствам о смерти, Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, Н.Т.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно строительному паспорту земельного участка, заказчиком является Е., адрес строительства: "адрес", проектируемый объект: газификация жилого дома.
На Е. в собственность оформлен земельный участок, расположенный по адресу "адрес"
Таким образом, установлено и подтверждается материалами дела, что Е. зарегистрирована и проживает с 1958 года в доме своего отца Н., то есть проживала в данном жилом доме как член семьи собственника, и продолжает проживать по настоящее время.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у истицы имеется жилое помещение для проживания.
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя, был проверен жилой "адрес", где проживает Е. и ее сын Е.М.И. В заключении указано, что Е.и ее семья не нуждаются в предоставлении жилого помещения, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи более учетной нормы (общая площадь жилого дома - 41 кв.м., а учетная норма для "адрес" - 16 кв.м.).
Из заключения администрации "адрес" городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Е. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право Е. состоять на учете в нуждающегося в жилом помещении).
Кроме того, судом также не было установлено, что дом, в котором проживает Е., является ветхим и не пригоден для проживания.
Согласно уведомлению, адресованному Е., администрация "адрес" городского поселения сообщает, что акт обследования жилищно-бытовых условий направлен в отдел ЖКО администрации "адрес" городского поселения для составления сметы расходов на улучшение Е. жилищно-бытовых условий, для оказания материальной помощи из областного фонда "Победа" Е., были собраны необходимые документы, кроме этого, информация о том, что ее дом признан ветхим и подлежит сносу, не является достоверной.
Е. была оказана материальная помощь в размере 5500 рублей на приобретение стройматериалов, что подтверждается распоряжением N-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора "адрес" о понуждении администрации "адрес" городского поселения о понуждении к исполнению законодательства о ветеранах по изложенным в заявлении основаниям не нашли подтверждения и в связи с этим не подлежат удовлетворению.
Довод кассационного представления о том, что Е. не имеет жилого помещения и не может являться членом семьи собственника, поскольку собственник - отец Е. - умер ДД.ММ.ГГГГ, несостоятелен, поскольку Е. продолжает проживать в данном жилом доме и пользоваться им как член семьи собственника, не оформляя право собственности в порядке наследования на себя. Вместе с тем, в силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. В ГК РСФСР, действующем на момент смерти наследодателя Н. также имелись аналогичные по содержанию нормы права о фактическом принятии наследства наследниками (ст.546).
Материалами дела не подтверждается, что Е. обращалась в администрацию "адрес" г.п. с заявлением о признании дома непригодным для проживания; результатами обследования также не установлено, что жилой дом не пригоден для проживания. Соответственно, доводы кассационного представления и кассационной жалобы о том, что дом не пригоден для проживания, не обоснованны.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как носят декларативный характер, и не содержат указания на нарушение судом каких-либо норм материального или процессуального права.
При указанных обстоятельствах, доводы кассационного представления и кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения "адрес" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, постановленного в соответствии с законом и обстоятельствами дела, так как нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еланского районного суда Волгоградской области от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора "адрес" и кассационную жалобу Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.