Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего А.А. Андреева
судей: Л.В. Куратовой, Л.В. Хачатуровой
при секретаре И.Р. Искендерове
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Открытому Акционерному обществу АТП " "данные изъяты"" о защите прав потребителей
по кассационной жалобе ОАО АТП " "данные изъяты"" на решение Новоаннинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковое заявление С. к Открытому акционерному обществу АТП " "данные изъяты"" о защите прав потребителей - удовлетворить.
Расторгнуть договор купли продажи автомобиля " "данные изъяты"" "данные изъяты", VIN N, номер кузова N, номер двигателя N, цвет красный, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, паспорт транспортного средства "адрес" выдан ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"", заключенный между С. и Открытым акционерным обществом АТП " "данные изъяты"".
Взыскать с Открытого акционерного общества АТП " "данные изъяты"" в пользу С. 441 900 рублей.
Обязать С. возвратить Открытому акционерному обществу АТП " "данные изъяты"" автомобиль " "данные изъяты"" "данные изъяты", VIN N, номер кузова N, номер двигателя N, цвет красный, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Взыскать с Открытого акционерного общества АТП " "данные изъяты"" в пользу С. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества АТП " "данные изъяты"" в бюджет Новоаннинского муниципального района "адрес" штраф в размере 245 950 рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества АТП " "данные изъяты"" в доход государства государственную пошлину в сумме 7 619 рублей.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения представителя ОАО АТП " "данные изъяты"" В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к ОАО АТП " "данные изъяты"" о защите прав потребителей, в котором он просил суд расторгнуть договор купли-продажи N автомашины " "данные изъяты"" "данные изъяты" красного цвета, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, и взыскать сумму по договору купли-продажи в размере 441900 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он купил указанную автомашину в ОАО АТП " "данные изъяты"". Впоследствии в автомобиле выявились недостатки, которые являются существенными и неустранимыми: неисправность обогрева салона (печки). В ходе гарантийного ремонта неисправность не была устранена.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО АТП " "данные изъяты"" оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на то, что судом не были установлены имеющие значение для дела обстоятельства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "О защите прав потребителей",
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О защите прав потребителей", если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О защите прав потребителей" требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии со ст. 23 ФЗ "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков", в него включены автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО АТП " "данные изъяты"" и С. был заключен договор купли-продажи нового автомобиля " "данные изъяты"" "данные изъяты", VIN N, номер кузова N, номер двигателя N, цвет красный, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, паспорт транспортного средства "адрес" выдан ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" (л.д. 4-5). Согласно товарному чеку и товарной накладной, С. было оплачено в кассу ОАО АТП " "данные изъяты"" 441 900 рублей (л.д. 8, 11).
С. в связи с неисправностью отопления салона автомобиля " "данные изъяты"", обратился в ООО " "данные изъяты" "данные изъяты"", а затем в ООО " "данные изъяты"" - к официальным дилерам ООО " "данные изъяты"". По заказ-наряду N от ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле " "данные изъяты"", принадлежащем С., был заменен термостат и охлаждающая жидкость, что подтверждается заказ-нарядом (л.д. 10). В связи с тем, что неисправность системы отопления автомобиля устранена не была, ДД.ММ.ГГГГ С. повторно обратился в ООО " "данные изъяты"" по причине отсутствия обогрева салона автомобиля " "данные изъяты"". Специалистами ООО " "данные изъяты"" было принято решение заменить водяную помпу, о чем была сделана заявка на гарантийный ремонт N от ДД.ММ.ГГГГ и выписан заказ-наряд N 1304 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). После замены водяной помпы, неисправность, связанная с обогревом салона осталась. Тогда после консультаций с отделом гарантийного обслуживания ООО " "данные изъяты"" - официальным дилером - и ООО " "данные изъяты"" было принято решение проверить головку блока цилиндров. ДД.ММ.ГГГГ головку блока цилиндров автомобиля " "данные изъяты"" отвезли в сертифицированный центр по ремонту головок блоков цилиндров (ГБЦ) ООО " "данные изъяты"", где было проведено обследование ГБЦ. По результату обследования было рекомендовано отшлифовать головку блока цилиндров на 0,18 мм, что и было сделано. После установки головки блока цилиндров на двигатель автомобиля " "данные изъяты"", принадлежащего С., причина неисправности системы обогрева салона устранена не была.
На основании всех приведенных диагностических и ремонтных работ, сделан вывод о неисправности блока цилиндров. Данное обстоятельство подтверждается ответом ООО " "данные изъяты"" С. (л.д. 13).
В связи с существенными недостатками проданного ОАО АТП " "данные изъяты"" автомобиля " "данные изъяты"" С. обратился с претензией к ОАО АТП " "данные изъяты"", в которой просил возвратить уплаченные за автомобиль денежные средства (л.д. 14). Претензия С. была получена адресатом, о чем свидетельствуют почтовые карточки (л.д. 16). ДД.ММ.ГГГГ С. был получен ответ от ОАО АТП " "данные изъяты"" на его претензию. Из данного ответа следует, что ОАО АТП " "данные изъяты"" намерено самостоятельно проводить проверку о причинах неисправности автомобиля " "данные изъяты"", при этом каких-либо активных действий со стороны ОАО АТП " "данные изъяты"" по разрешению данного вопроса предпринято не было.
Согласно главы 4 п. 4.2 договора купли-продажи автомобиля " "данные изъяты"", на систему отопления салона гарантийный срок составляет 12 месяцев или 20 000 км. пробега. Неисправность системы отопления салона автомобиля " "данные изъяты"" была выявлена ДД.ММ.ГГГГ, пробег автомобиля в это время составлял 4 000 км, то есть неисправность была выявлена в срок гарантийного обслуживания автомобиля.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что потребителю был продан автомобиль ненадлежащего качества, выявленные в нем недостатки в виде неисправности отопления салона автомобиля являются существенными и неустранимыми.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом ответчику не была предоставлена возможность для предоставления доказательств, в частности, заключения экспертизы, несостоятельны.
Судом по ходатайству ответчика назначалась по делу судебная техническая экспертиза, проведение которой поручалось судебно-экспертному учреждению в соответствии с заявленным ходатайством ответчика, однако экспертиза проведена не была в связи с отсутствием в данном учреждении специалиста и необходимого оборудования.
Кроме того, исходя из смысла ст. 18 ФЗ "О защите прав потребителей", продавец (изготовитель) уполномоченная организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Однако при поступлении претензии от потребителя на проведении экспертизы ОАО " "данные изъяты"" не настаивал, не запросил товар ненадлежащего качества (автомобиль), не произвел проверку качества товара, по которому имеются претензии.
Поскольку в соответствии с ФЗ "О защите прав потребителей" экспертиза должна быть проведена в 10-дневный срок с момента предъявления претензии по качеству товара, однако ответчиком мер к этому предпринято не было, суд обоснованно расценил данное обстоятельство, как уклонение стороны от участия в экспертизе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, существенного нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО АТП " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.