Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 29 марта 2012 г. по делу N 33-50/2012
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Гордиенко Ю.А.,
судей - Краснопевцева С.А. и Романенко Д.А.,
при секретаре Петровой О.В., с участием представителей командира войсковой части " ... " - Гудия А.С. и начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ " ... "") - Сиренко О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части " ... " старшины Сараевой И.З. об оспаривании действий начальника " ... " опорного узла связи " ... " военного округа (далее - " ... " ОУС " ... ") и начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "", связанных с невыплатой в полном объёме дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010, по апелляционной жалобе заявителя на решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Романенко Д.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выступления представителей командира войсковой части " ... " - Гудия А.С. и начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "" - Сиренко О.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Сараева обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что в период с 29 марта 1989 года по 19 декабря 2011 года она проходила военную службу по контракту на " ... " опорном узле связи " ... " военного округа (далее - " ... " ОУС " ... ") в должности механика телеграфного отделения связи в воинском звании "старшина". На основании приказа начальника " ... " ОУС " ... " от 23 декабря 2011 года N6 ей было выплачено дополнительное материальное стимулирование за третий и четвёртый кварталы 2011 года в общей сумме 30000 рублей.
Полагая, что размер причитающейся ей дополнительной выплаты за каждый квартал должен быть не менее 25000 рублей, то есть расчётной суммы, установленной Министром обороны РФ для военнослужащих в воинских званиях от рядового до старшего прапорщика, заявитель просила признать данный приказ начальника " ... " ОУС " ... " незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность выплатить ей дополнительное материальное стимулирование за третий и четвёртый кварталы 2011 года в общей сумме 50000 рублей.
Гарнизонным военным судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечён начальник ФКУ "УФО МО РФ " ... "".
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сараева, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении её заявления, приводя в обоснование следующие доводы.
Как указывает заявитель, суд не принял во внимание то обстоятельство, что она не имеет дисциплинарных взысканий, а также не проверил законность распределения начальником " ... " ОУС " ... " выделенных на дополнительное материальное стимулирование бюджетных средств другим военнослужащим.
По её мнению, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010, размер дополнительного материального стимулирования военнослужащего не может быть меньше расчётной суммы, установленной Министром обороны РФ на соответствующий квартал.
Определением Восточно-Сибирского окружного военного суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён командир войсковой части " ... ".
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания заявитель Сараева И.З. и заинтересованное лицо К. в суд не прибыли.
Представитель начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "" - Сиренко О.А. требования заявителя не признал и пояснил, что дополнительная выплата произведена Сараевой И.З. в размере, установленном приказом командира войсковой части " ... ", в состав которой с 1 декабря 2011 года в качестве отдельного подразделения вошёл " ... " ОУС " ... ", именуемый с указанной даты, как узел связи штаба армии.
Представитель командира войсковой части " ... " - Гудий А.С. просил в удовлетворении требований заявителя отказать, пояснив, что размер дополнительного материального стимулирования был установлен Сараевой И.З., исходя из результатов исполнения ею в третьем и четвёртом кварталах 2011 года своих должностных обязанностей.
Выслушав объяснения представителей командира войсковой части " ... " и начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "", а также исследовав материалы дела, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно Перечню организационных мероприятий, проводимых в соединениях и воинских частях связи в 2011 году, утверждённому директивой Министра обороны РФ от 19 мая 2011 года NД-044, с 1 декабря 2011 года " ... " ОУС " ... " переформирован и организационно вошёл в состав войсковой части " ... ", как узел связи штаба армии.
Представитель командира войсковой части " ... " Гудий в судебном заседании пояснил, что в декабре 2011 года поступило сообщение начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "" о выделении военнослужащим узла связи денежных средств для производства дополнительного материального стимулирования за 3 и 4 кварталы 2011 года. На основании представленного начальником узла связи штаба армии рапорта со списком военнослужащих, подлежащих дополнительному материальному стимулированию, командиром войсковой части " ... " был издан соответствующий приказ.
Как видно из копии рапорта, начальник узла связи штаба армии войсковой части " ... " просит командира указанной воинской части произвести Сараевой по результатам работы за третий и четвёртый кварталы 2011 года дополнительную выплату в общей сумме 30000 рублей.
Согласно выписке из приказа от 22 декабря 2011 года N313, командир войсковой части " ... ", согласившись с данным рапортом, в соответствии с предоставленными ему полномочиями поощрил подчинённый личный состав в пределах выделенных бюджетных средств, установив при этом заявителю дополнительное материальное стимулирование в вышеуказанном размере.
Как следует из сообщения начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "" от 21 марта 2012 года N2/1955, а также пояснений его представителя Сиренко, указанное учреждение осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части " ... " согласно договору на обслуживание от 1 декабря 2011 года N130, при этом дополнительная выплата была произведена Сараевой на основании приказа командира войсковой части " ... " от 22 декабря 2011 года N313.
Таким образом, судом установлено, что с 1 декабря 2011 года " ... " ОУС " ... " переформирован в узел связи штаба армии, который организационно вошёл в состав войсковой части " ... ". При этом оспариваемая заявителем выплата произведена ей в соответствии с приказом командира войсковой части " ... ", изданным на основании представленного начальником узла связи штаба армии рапорта.
При таких обстоятельствах, окружной военный суд приходит к выводу о том, что фактически Сараева оспаривает действия начальника узла связи штаба армии войсковой части " ... ", переформированного из " ... " ОУС " ... ", командира войсковой части " ... " и начальника ФКУ "УФО МО РФ " ... "", который непосредственно произвёл заявителю данную выплату.
Вместе с тем, разрешив в решении вопрос о законности действий командования по выплате заявителю материального стимулирования, гарнизонный военный суд по существу принял решение о правах и об обязанностях командира войсковой части " ... ", который к участию в деле привлечён не был. В связи с чем, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, указанное решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Принимая по настоящему делу новое решение, окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов апелляционной жалобы.
Под интересами законности, как следует из смысла ст. 2 ГПК РФ, которые дают суду апелляционной инстанции основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечить правильное рассмотрение дела.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Закон) система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 13 Закона Министром обороны Российской Федерации в пределах выделенных ассигнований могут устанавливаться военнослужащим не указанные в статье 13 этого Закона дополнительные выплаты, которые определяются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооружённых Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010, которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 1-3 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
Как следует из п. 4 Порядка, для вида Вооруженных Сил Российской Федерации объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека. Для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, состоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств, объемы бюджетных средств устанавливаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил, а командующими объединениями и командирами соединений - для непосредственно подчиненных им воинских частей и организаций. Расчетная сумма устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе.
Согласно п.п. 6-7 Порядка, непосредственно в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. При этом размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. На дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия, выделенного на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих - в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности с применением следующих коэффициентов к расчетной сумме: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант - до 3; майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга - до 4; полковник, капитан 1 ранга, генерал-майор, контр-адмирал - до 5; от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше - до 10.
Из содержания приведённых норм следует, что Министр обороны РФ, действуя в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными ему Законом, установил порядок производства дополнительного материального стимулирования военнослужащим, в котором определение персонального состава поощряемых военнослужащих, а также размера дополнительной выплаты для каждого из них отнёс к исключительной компетенции командира воинской части, ограничив пределы данной компетенции только объёмом бюджетных средств, доведенных на указанные цели до воинской части.
Кроме того, из содержания данных норм, а также, исходя из наименования самой выплаты, следует, что критерием для определения её размера является результат исполнения каждым подчинённым своих должностных обязанностей в период, за который производится материальное стимулирование. При этом, вопреки мнению заявителя, расчётная сумма не является минимальным размером дополнительной выплаты, гарантированным каждому военнослужащему, а с учётом установленных коэффициентов применяется для определения максимально возможного размера данной выплаты, выплачиваемой конкретному военнослужащему.
Следовательно, доводы Сараевой о том, что установленный ей командованием размер дополнительного материального стимулирования не соответствует утверждённому Министром обороны РФ Порядку и должен быть не ниже 50000 рублей, являются несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что для выплаты дополнительного материального стимулирования за третий и четвёртый кварталы 2011 года военнослужащим узла связи штаба армии выделены бюджетные средства в объёме " ... " рублей. Министром обороны РФ расчётная сумма в указанные периоды для военнослужащих в воинских званиях от рядового до старшего прапорщика установлена в размере 25000 рублей (л.д.31,39).
Как пояснил в судебном заседании представитель командира войсковой части " ... " Гудий, размеры дополнительного материального стимулирования каждому военнослужащему были определены исходя из результатов исполнения каждым подчинённым своих должностных обязанностей по итогам третьего и четвёртого кварталов 2011 года.
Учитывая изложенное, окружной военный суд приходит к выводу о том, что приказ командира войсковой части " ... " от 22 декабря 2011 года N313 об установлении заявителю дополнительного материального стимулирования за третий и четвёртый кварталы 2011 года в общей сумме 30000 рублей является законным и обоснованным, а заявление Сараевой - не подлежащим удовлетворению.
При этом отсутствие у заявителя дисциплинарных взысканий, о чём указывается в апелляционной жалобе, не может являться безусловным основанием для увеличения ей дополнительной выплаты, поскольку основным критерием для определения её размера является результат исполнения каждым военнослужащим своих должностных обязанностей. Оценка результатов служебной деятельности подчинённых военнослужащих и установление им конкретных размеров материального стимулирования находятся в исключительной компетенции командира.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при рассмотрении дела суд не проверил законность распределения командованием выделенных на дополнительное материальное стимулирование бюджетных средств другим военнослужащим, является несостоятельной.
По смыслу положений главы 25 ГПК РФ, суд проверяет законность решений, действий (бездействия) должностных лиц только в отношении гражданина, обратившегося за судебной защитой. В данном случае принятые командиром войсковой части " ... " решения об установлении размеров дополнительных выплат другим военнослужащим указанного подразделения каким-либо образом права и законные интересы заявителя не затрагивают, равно как и приказ начальника " ... " ОУС " ... ", поскольку издан ненадлежащим должностным лицом.
В связи с тем, что в удовлетворении требований заявления отказано, Сараевой также следует отказать в возмещении судебных расходов, связанных с уплатой ею государственной пошлины при подаче в суды заявления об оспаривании действий должностных лиц и апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.ч. 4 и 5 ст. 330, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст.ст. 155-193 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению Сараевой И.З. отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления военнослужащей войсковой части " ... " старшины Сараевой И.З. об оспаривании действий начальника узла связи штаба армии войсковой части " ... ", командира войсковой части " ... " и начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации " ... "", связанных с невыплатой в полном объёме дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.