Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Симона А.А. об оспаривании пункта 4 "3" статьи 89 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з (в редакции Закона Ярославской области от 05.07.2012 N 34-з) "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области",
УСТАНОВИЛ:
Законодательным (представительным) органом государственной власти Ярославской области 27 мая 2003 года принят Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области " N 27-з (далее Закон ЯО).
Закон официально опубликован в издании "Губернские вести", N 37, от 08.06.2003 года.
Законом Ярославской области от 05.07.2012 N 34-з названный Закон ЯО дополнен рядом статей.
В частности, статья 89 Закона ЯО дополнена пунктами 4 "2" и 4 "3", которые определяют методику распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов и между территориальными группами.
В соответствии с пунктом 4 "2" статьи 89 Закона ЯО депутатские мандаты, распределяемые внутри единого списка кандидатов, в первую очередь переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общую часть списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
На выборах в представительные органы муниципальных образований депутатские мандаты распределяются внутри территориальных групп в соответствии с методикой, предусмотренной пунктами 4 "3" - 4 "7" настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 "3" статьи 89 Закона ЯО, если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общую часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному единому списку кандидатов, указанные мандаты передаются по одному мандату последовательно территориальным группам, размещенным в порядке убывания процентного отношения количества голосов, отданных за данный список кандидатов на территории, соответствующей каждой территориальной группе списка кандидатов, к общему количеству действительных бюллетеней на соответствующей территории.
При равенстве указанных долей преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
Симон А.А. обратился в Ярославский областной суд как суд первой инстанции с заявлением об оспаривании положений статьи 89 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (в редакции Закона Ярославской области от 05.07.2012 N 34-з).
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил признать недействующим пункт 4 "3" статьи 89 вышеназванного Закона Ярославской области ссылаясь на его противоречие положениям пункта 4 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым закон не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
В обоснование заявления Симон А.А. указал, что принял участие в качестве кандидата в депутаты, включенного в список кандидатов от партии "данные изъяты" по единому избирательному округу в территориальной группе N 19. В итоге повышенной, по сравнению с избирательным округом N 14, явки избирателей в избирательном округе N 19, процент проголосовавших за партию "данные изъяты" в избирательном округе N 19 оказался меньше такового, чем по избирательному округу N 14. В результате указанных обстоятельств на основании оспариваемого положения Закона Ярославской области заявитель, возглавлявший территориальную группу N 19, получивший согласно доводам заявления поддержку большего числа избирателей в количественном отношении по сравнению с территориальной группой N 14 в избирательном округе N 14, не был допущен к распределению мандатов.
По мнению Симона А.А., оспариваемой им нормой права свободное волеизъявление граждан поставлено в зависимость от второстепенного критерия - явки избирателей, что противоречит федеральному законодательству.
Представитель губернатора Ярославской области Штарев П.В. и представители Ярославской областной Думы Вахромеева Е.А. и Кирилина О.М., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявления Симона А.А., сославшись на то, что оспариваемые заявителем положения Закона Ярославской области N 27-з приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий.
Представители пояснили, что методика распределения депутатских мандатов на муниципальных выборах является элементом избирательной системы и в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется законодателем субъекта Российской Федерации самостоятельно. На выборах депутатов по единому избирательному округу избиратели голосуют не за конкретных кандидатов или конкретную территориальную группу, внесенных в список, а за весь список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. При этом распределение депутатских мандатов основано на количестве голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, а также прокурора, давшего заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, находит заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации отнесено к предмету ведения субъектов Российской Федерации и осуществляется путем принятия закона субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Законодатель Ярославской области, реализуя предоставленное ему федеральным законодателем правомочие, определил в Законе ЯО элементы избирательной системы на муниципальных выборах.
Так, пунктом 3 статьи 4 Закона ЯО установлено, что выборы депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования проводятся по единому избирательному округу (одновременно с выборами депутатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). При этом не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов по единому избирательному округу, получившие не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В статье 89 Закона Ярославской области N 27-з определен порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Пунктом 3 указанной статьи установлена методика распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.
Пунктами 4 "1" - 4 "7" статьи определяется методика распределения депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов между общей частью списка и территориальными группами кандидатов.
В основу методик распределения мандатов положено количество голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений, и единственный знак, фиксирующий его волеизъявление, избиратель ставит рядом с наименованием избирательного объединения.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 9 ноября 2009 года N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова", граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, то есть, по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу.
Исходя из анализа положений пункта 3 статьи 4 Закона ЯО, пунктов 6 и 8 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в свете правовой позиции, изложенной в указанном выше постановлении Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 года N 16-П, следует, что граждане избиратели, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретную территориальную группу кандидатов и не за конкретных кандидатов, внесенных в единый список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, то есть, по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию. Таким образом, территориальная группа, как и конкретный кандидат, включенный в территориальную избирательную группу, не являются в смысле закона самостоятельными избирательными объединениями, за которых избиратель голосует на выборах по единому избирательному округу.
Определение же конкретных форм участия избирательного объединения (политической партии) в выборах путем установления количества территориальных групп и территорий, на которых такие группы создаются, включении конкретных кандидатов в региональную часть списка либо в ту или иную территориальную группу, и, следовательно, предоставление избирателям возможности отдать свой голос за то или иное объединение, относится к исключительному ведению самого избирательного объединения, самостоятельно и в собственном интересе определяющего формы своего участия в выборах.
Оспариваемый заявителем пункт 4 "3" статьи 89 Закона ЯО не содержит положений, регулирующих вопросы избрания или не избрания кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, а устанавливает методику распределения депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов по единому избирательному округу, получившего не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Таким образом оспариваемая норма не находится в противоречии с пунктом 4 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку регулирует иные правовые отношения.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание то, что федеральным законодательством методика распределения депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов по единому избирательному округу, не определена, законодатель субъекта Российской Федерации вправе, путем принятия закона, разрешить вопросы распределения депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов с учетом территориальных групп кандидатов.
Судом установлено, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и не находятся в противоречии с федеральными законами Российской Федерации.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч.1 ст.253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Симона А.А. о признании недействующим пункта 4 "3" статьи 89 Закона Ярославской области от 02.06.2003 N 27-з (в редакции Закона Ярославской области от 05.07.2012 N 34-з) "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок, с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий К.Н Игнатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.