Заместитель председателя Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу защитника ОАО "Российские железные дороги" Кузьменко Е.О. на постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 апреля 2012 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 апреля 2012 года ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" без конфискации предмета административного правонарушения. Также данным постановлением на ОАО "Российские железные дороги" возложены издержки по делу в размере "данные изъяты".
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник ОАО "Российские железные дороги" Кузьменко Е.О. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению по следующими основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2011 года на таможенную территорию Таможенного союза прибыл контейнер "данные изъяты", следующий в адрес "данные изъяты"". 28 июля 2011 года перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Забайкальск для оформления процедуры таможенного транзита представлена транзитная декларация N N. В данной декларации были заявлены сведения о товарах: 1) колготки для девочек, для мальчиков, код ТН ВЭД ТС 611120; 2) этикетка, код ТН ВЭД ТС 392690; 3) шорты для мальчиков, код ТН ВЭД ТС 6203423500; 4) шорты для девочек, код ТН ВЭД ТС 620462; 5) гольфы, код ТН ВЭД ТС 6115990000; 6) шлемофон для девочек, код ТН ВЭД ТС 650699; 7) шапочка для девочки, код ТН ВЭД ТС 650590; 8) варежки для девочек, код ТН ВЭД ТС 6116930000; 9) блуза для девочек, для женщин код ТН ВЭД ТС 6206400000; 10) сорочка для мальчиков код ТН ВЭД ТС 6205200000; 11) платье для девочек, код ТН ВЭД ТС 6104420000; 12) контейнер, код ТН ВЭД ТС 8609009009.
Со 2 по 3 августа 2011 года таможенным органом проведен таможенный досмотр вышеуказанных товаров, в результате которого установлено, что фактически к таможенному контролю представлены товары: 1) колготки детские; 2) варежки детские; 3) наушники детские зимние; 4) получулки (гольфы) детские; 5) блузы женские; 6) трусы детские; 7) сарафаны детские; 8) сорочки детские с коротким рукавом; 9) шапки детские.
Данным досмотром установлено, что вместо указанных ОАО "Российские железные дороги" в декларации товаров - шорты, гольфы, колготки, фактически перевозились товары - трусы для мальчиков и девочек, гольфы детские, колготки детские, не заявленные в транзитной декларации.
По данному факту старшим уполномоченным отдела административных расследований Читинской таможни Волковой А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги".
Разрешая дело, судья районного суда и судья Забайкальского краевого суда пришли к выводу о виновности ОАО "Российские железные дороги" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Однако с данным выводом согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Параграфом 1 статьи 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года (далее - Соглашение) определяется, что на условиях данного Соглашения производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в пар. 2 ст. 3 Соглашения, по накладным, предусмотренным Соглашением, и только по сети железных дорог-участниц настоящего Соглашения.
Данное Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.
Согласно ст. 12 Соглашения отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной. Железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если при приеме груза на станции отправления в накладной будут обнаружены неправильности, то отправитель обязан составить новую накладную. Проверка содержания груза в пути следования может быть произведена только при условии, если она вызывается таможенными и другими правилами, а также целями обеспечения безопасности движения поездов и сохранности груза в пути следования.
В силу ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись.
В соответствии с п. 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 28 прием к перевозке грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или вагонах с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.).
Поскольку станция отправления находится в КНР, ОАО "Российские железные дороги", не являющееся железной дорогой отправления грузов, приняло от иностранного перевозчика вагоны с исправными запорно-пломбировочными устройствами с наложенными на них средствами таможенной идентификации, оно не имело обязанности и реальной возможности проверить правильность сведений, указанных иностранным отправителем в накладной, так как при погрузке товаров непосредственного участия не принимало, необходимости осматривать вагоны и проверять груз в пути следования по территории Российской Федерации не возникло.
Кроме того, для проверки достоверности сведений, указанных отправителем груза в транспортных документах, ОАО "Российские железные дороги" необходимо было удалить с вагонов запорно-пломбировочные устройства и средства таможенной идентификации, вскрыть вагоны для проведения операций по выгрузке и проверки товаров. Вместе с тем такие действия перевозчика после пересечения таможенной границы Российской Федерации запрещены п. 4 ст. 109 и п. 2 ст. 156 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Следовательно, ОАО "Российские железные дороги" выполнены все зависящие от него обязательства и приняты необходимые меры по доставке товара и представлению на него таможне необходимых документов и сведений.
Таким образом, выводы судей о наличии вины ОАО "Российские железные дороги" в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, является необоснованными.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 апреля 2012 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ОАО "Российские железные дороги" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения являются издержками по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета.
Издержки по хранению предмета административного правонарушения по данному делу составляют "данные изъяты" и в соответствии с вышеприведенной нормой права подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ОАО "Российские железные дороги" Кузьменко Е.О. удовлетворить.
постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 16 апреля 2012 года и решение судьи Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" отменить.
Производство по делу прекратить.
Издержки за хранение товара, являющегося предметом административного правонарушения, в размере "данные изъяты", отнести на счет федерального бюджета. Товар, явившийся предметом административного правонарушения, возвратить законному владельцу после таможенного оформления.
Заместитель председателя
Забайкальского краевого суда Н.П. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.