Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 05 октября 2012 г. по делу N 33А-254/2012
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лебедева А.Г.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица майора юстиции Блинникова В.П. на решение Томского гарнизонного военного суда от 25 июля 2012 года по заявлению прапорщика Мурашкиной Раисы Афлисуновны об оспаривании состоявшихся в отношении неё решения жилищной комиссии войсковой части ... (далее - жилищная комиссия) об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и решения командира этой воинской части (далее - командир части) по утверждению соответствующего протокола заседания названного коллегиального органа.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Военнослужащая войсковой части ... Мурашкина проходит военную службу по контракту с июля 1996 года.
Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом N ** от 5 июля 2012 года и утверждённым командиром части, заявительнице отказали в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании распоряжения главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 года N *** (далее - распоряжение ГК ВВ МВД РФ).
Мурашкина, будучи не согласна с данными решениями, оспорила их по правилам главы 25 ГПК РФ в военном суде, который удовлетворил заявленные требования. В соответствии с судебным постановлением решения заинтересованных лиц признаны незаконными. Суд возложил на жилищную комиссию обязанность по отмене принятого в отношении указанной военнослужащей решения, а командира части обязал утвердить соответствующий протокол заседания названного коллегиального органа.
В апелляционном обращении ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду нарушения материального закона и неправильного определения значимых для дела обстоятельств.
В подтверждение представитель заинтересованного лица, анализируя отдельные положения федерального законодательства и распоряжение ГК ВВ МВД РФ, утверждает о необоснованности заявления и правомерности решений жилищной комиссии и командира части. По мнению автора жалобы, Мурашкина вправе реализовать жилищные права только путём обращения в орган местного самоуправления по месту своего жительства, так как до 1 марта 2005 года она не состояла на жилищном учёте в военном ведомстве.
По итогам рассмотрения жалобы окружной военный суд находит состоявшееся судебное постановление законным и обоснованным. Изложенные в нём выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора, круг которых определён правильно. Верно по делу применён и материальный закон.
По смыслу Конституции Российской Федерации, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными особенными условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильём на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Среди таких нормативных актов выделяются Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", которыми устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N31-О).
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также статей 15 и 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" жилищное строительство и приобретение гарантированного государством жилья для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. К числу последних органы местного самоуправления, уполномоченные по общему правилу осуществлять принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не относятся. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, в полной мере распространяются на указанное жильё, что находит отражение в частях 3, 4 статьи 49 и части 3 статьи 52 ЖК РФ (см. пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с изменениями)).
В соответствии с приведёнными в них нормами реализация отдельными категориями граждан, каковыми являются военнослужащие, права на получение жилого помещения для постоянного проживания сопряжена с соблюдением порядка, установленного специальным законодательством, которое имеет приоритет перед аналогичными положениями ЖК РФ.
Анализ действующего с 1 марта 2005 года законодательства указывает на недопустимость произвольного перекладывания обязанностей по реализации жилищных прав военнослужащих от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на органы местного самоуправления, что имеет место в настоящем споре. Утверждение автора жалобы об обратном базируется на неверном толковании закона и не вытекает из последнего, предусматривающего отличный от общего порядок обеспечения жильём названной категории граждан.
По делу не ставится под сомнение легитимность жилищной комиссии войсковой части ... Также отсутствуют данные о нахождении по указанному месту службы другого органа, правомочного разрешать вопросы, касающиеся принятия военнослужащих на жилищный учёт и распределения им жилья.
Правомерность существования жилищных комиссий воинских частей (организаций, учреждений) внутренних войск и наделение их упомянутыми полномочиями усматривается, в частности, из Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N897, а также из согласующегося с требованиями частей 2, 5 статьи 5 и пункта 6 статьи 12 ЖК РФ приказа руководителя этого министерства от 12 февраля 2010 года N75, которым утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.
Как установлено, ни один из нормативных правовых актов, включая перечисленные выше, не содержит сведений об ограничении обозначенных полномочий названного коллегиального органа обстоятельствами, приведёнными в распоряжении ГК ВВ МВД РФ и продублированными в жалобе. Напротив, согласно пунктам 18 и 22 названной Инструкции в каждой воинской части внутренних войск МВД России создаётся жилищная комиссия. На основании её решений, оформляемых протоколами и утверждаемых командиром воинской части, военнослужащие включаются в список очередников, нуждающихся в получении жилых помещений. Таким образом, налицо недопустимое несоответствие распоряжения ГК ВВ МВД РФ актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция находит вывод гарнизонного военного суда о неправомерности отказа Мурашкиной по месту службы в постановке на жилищный учёт по приведённому в оспоренном решении коллегиального органа основанию согласующимся с законом.
Кроме того, в силу статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в случаях, перечень которых приведён в её части 1. Согласно части 2 данной статьи решение об отказе в принятии на упомянутый учёт должно содержать основания для этого с обязательной ссылкой на нарушения, установленные обозначенным перечнем. Между тем в оспоренном решении коллегиального органа такая ссылка не указана, что свидетельствует о неисполнении закона в отношении заявительницы. Также заинтересованными лицами не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность их решений в связи с обстоятельствами, предусмотренными частью 1 статьи 54 ЖК РФ.
Учитывая наряду с изложенным отсутствие по делу существенных нарушений норм процессуального права, окружной военный суд, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Томского гарнизонного военного суда от 25 июля 2012 года по заявлению Мурашкиной Раисы Афлисуновны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Блинникова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.