Решение Президиума Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 28 февраля 2013 г. по делу N 44Г-2/2013
Президиум Западно-Сибирского окружного военного суда
в составе: председательствующего Красько А.А., членов президиума:
Шестопалова В.А., Данилова В.В., Юркова В.В., Захарова В.А.
при секретаре Садовниковой Е.С.,
с участием заявителя Москалева А.А., представителя Денисовой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Москалева А.А. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 октября 2012 г. и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 07 декабря 2012 г. по заявлению военнослужащего, находящегося в распоряжении начальника Западно-Сибирского управления военных сообщений (далее - Управление), капитана 3 ранга Москалева Андрея Анатольевича об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N ... , которым заявителю отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Таранова В.А., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание постановлений судов первой и второй инстанций, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения заявителя Москалева А.А. и его представителя Денисовой Е.В., в обоснование доводов апелляционной жалобы, президиум Западно-Сибирского окружного военного суда
УСТАНОВИЛ:
решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 октября 2012 года Москалеву отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N ... об отказе в заключении договора социального найма на семью из трех человек на жилое помещение в виде отдельной 3-х комнатной квартиры общей площадью 72,7 кв., находящейся по адресу: гор. Новосибирск, ул. N., д. N., кв. N..
В обоснование принятого решения гарнизонный военный суд указал, что в оспариваемом решении заместителя начальника жилищного органа военного ведомства правильно указано на то, что заявителю на состав семьи из трех человек, за вычетом площади, представленной ранее военным ведомством квартиры, может быть представлено жилое помещение общей площадью от 24,1 кв.м. (18 *3 - 29,9) до 33,1 кв.м. (24,1 + 9), где 9 кв. м., предусмотрено пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а поэтому не имеется законных оснований для заключения с ним договора социального найма на квартиру общей площадью 72,2 кв. м.
Апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 07 декабря 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Москалев ссылается на существенное нарушение судебными инстанциями норм материального права, а поэтому просит состоявшиеся судебные постановления отменить, приняв по делу новое решение - об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Москалев указывает на то, что передача, принадлежащей ему на праве собственности квартиры в гор.Юрге, носила вынужденный характер и была обусловлена не личными, а объективными причинами, связанными с убытием в гор.Новосибирск к новому месту военной службы.
Определением судьи окружного военного суда Таранова В.А. от 5 февраля 2013 года по кассационной жалобе заявителя возбуждено кассационное производство и дело передано для рассмотрения по существу в президиум Западно-Сибирского окружного военного суда.
Рассмотрев материалы дела, и, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Западно-Сибирского окружного военного суда приходит к следующим выводам.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такие нарушения судами допущены, что выразилось в следующем.
Из материалов гражданского дела следует, что решением объединенной жилищной комиссии органов ВОСО Новосибирского гарнизона от 2 декабря 2008 г. (протокол N ... ) Москалев и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилой площади и поставлены в очередь на получение постоянного жилья на состав семьи из трех человек.
Согласно извещению начальника 2 отдела Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N ... , Москалеву на состав семьи в количестве 3-х человек с нормой предоставления жилого помещения до 63.00 кв.м. распределено жилое помещение в виде: отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 72.70 кв.м., где превышение составило 9.70 кв.м. общей площади помещения, определенной, исходя из нормы предоставления жилого помещения, по адресу: гор. Новосибирск, ул. N., д. N., кв. N..
При этом Москалеву было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения в сумме 311370 руб.00 коп., с чем заявитель и члены его семьи согласились.
Решением заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N ... на основании приказа Министра обороны РФ от 5 апреля 2011 г. N453 и Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N ... Москалеву и совместно проживающим с ним членам семьи отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной 3-х комнатной квартиры общей площадью 72,7 кв., находящейся по адресу: гор. Новосибирск, ул. N., д. N.,кв. N..
Основанием такого решения явилось превышение нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом совершения Москалевым действий по отчуждению в муниципальную собственность Юргинского городского округа, имевшегося в собственности жилого помещения в размере 29,9 кв.м., находившегося по адресу: Кемеровская область, гор. Юрга, ул. R.,д. R., кв. R..
Отказывая в удовлетворении требований Москалева, гарнизонный военный суд исходил из того, что военнослужащие при получении жилого помещения по социальному найму при увольнении с военной службы обязаны в силу закона предоставить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Данная норма во взаимосвязи с жилищным законодательством должна расцениваться таким образом, что если военнослужащий не выполнил данные требования, то общая площадь не сданных им и членами его семьи жилых помещений в таком случае должна учитываться при предоставлении жилого помещения по социальному найму при его увольнении. То есть военнослужащему предоставляется жилое помещение, общая площадь которого определяется путем вычета из площади положенной по установленным на состав его семьи нормам площади не сданных им жилых помещений.
Соглашаясь с этим решением, окружной военный суд также указал в апелляционном определении, что Москалев добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны Российской Федерации жильем, передав жилое помещение в муниципальную собственность не в порядке, установленном Федеральным законом от 4 июля 1991 г. N1541 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации", поскольку материалами дела не подтверждается, что соответствующие органы заключили с ним договор социального найма данного жилого помещения.
В силу статьи 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно ч.8 ст.57 ЖК РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В соответствии с п.17 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения.
Таким образом, из смысла последней правовой нормы следует, что военнослужащие обязаны сдать квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации жилые помещения любого статуса, кроме находящихся в их собственности.
Применительно к особенностям жилищного обеспечения военнослужащих не могут рассматриваться в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий сдача военнослужащим занимаемого им жилого помещения квартирным органам Минобороны России по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы, а, следовательно, и действия, совершенные военнослужащим в порядке реализации его права, предусмотренного ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", по передаче принадлежавшего ему на праве собственности жилого помещения, в федеральную либо муниципальную собственность, при переводе к новому месту службы, также не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении им жилищных условий.
Данный вывод согласуется с положениями приказа ФСБ РФ от 24.10.2011 г. N590 "Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями", где в пп. "ж" п.5 указано, что не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий сдача жилых помещений, занимаемых на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие в ведомственных актах Министерства обороны Российской Федерации ссылок на указанное выше обстоятельство не может повлечь признание действий совершенных Москалевым с жилым помещением в гор.Юрге с целью намеренного ухудшения жилищных условий заявителя и его членов семьи.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, об отказе в удовлетворении требований Москалева об оспаривании решения заместителя Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, сопряженного с отказом в заключении с ним договора социального найма на жилое помещение, по мотиву того, что подсчет разницы между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии со статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", 72,7 кв. м. общей площадью жилого помещения, необходимого для проживания за вычетом площади жилого помещения, отчужденной членами семьи заявителя 29.9 кв. м (площадь квартиры в гор.Юрге), превышает максимальную допустимую норму предоставления на 29,9 кв.м., со ссылкой на часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в случаях совершения действий и сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, является неверным.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление нарушенных жилищных прав Москалева А.А., а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и в связи с установлением судом кассационной инстанции законности требований заявителя - принятия по делу нового решения о частичном удовлетворении заявления Москалева.
Приходя к такому выводу, президиум исходит из того, что требования Москалева о возложении обязанности на ответчика устранить нарушение его законных прав путем заключения с ним договора социального найма на указанную выше квартиру удовлетворению не подлежат, поскольку возложение такой обязанности на Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации означало бы вмешательство в компетенцию жилищного органа военного ведомства, что в функцию суда не входит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 386-388, 390 ГПК РФ, президиум Западно-Сибирского окружного военного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 октября 2012 г. и апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 07 декабря 2012 г. по заявлению Москалева А.А. отменить и принять по делу новое решение:
- заявление Москалева А.А. удовлетворить частично;
- признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N ... об отказе Москалеву и совместно проживающим с ним членам семьи в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной 3-х комнатной квартиры общей площадью 72,7 кв., находящейся по адресу: гор. Новосибирск, ул. N., д. N., кв. N. и обязать это должностное лицо в установленном порядке его отменить;
- обязать Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством повторно рассмотреть вопрос о заключении с Москалевым А.А. и членами его семьи договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной 3-х комнатной квартиры общей площадью 72,7 кв., находящейся по адресу: гор.Новосибирск, ул. N., д. N.,кв. N..
В удовлетворении заявления Москалева о возложении обязанности на ответчика устранить нарушение его законных прав путем заключения с ним договора социального найма на указанную выше квартиру - отказать.
Председательствующий А.А. Красько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.