Определение Московского городского суда от 02 сентября 2013 N 4г-5697/13
Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив поступившую 10.06.2013 г. кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Пигорева О.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г.,
установил:
Столяров А.О. обратился в суд к МВД РФ, ГУ МВД РФ с иском о признании за ним права на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27.10.2003 г., с учетом льготного исчисления выслуги лет за период с 19.05.1997 г. по 09.05.2000 г., исходя из одного месяца службы за три месяца, обязании произвести перерасчет назначенной пенсии за период с 19.05.1997 г. по 09.05.2000 г. в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца, с учетом которого производить начисление и выплату пенсии за выслугу лет, взыскании причиненного в результате недовыплаты пенсии за период с 27.10.2003 г. по 11.09.2012 г. материального ущерба, взыскании процентов за просрочку выплаты части положенной пенсии за период с 27.10.2003 г. по 11.09.2012 г., взыскании суммы индексации невыплаченной пенсии в возмещение убытков (потерь от инфляции) за период с 27.10.2003 г. по 31.08.2012 г., обязании начислить на сумму иска и выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 г. по день фактической уплаты в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки, взыскании компенсации морального вреда, указав, что является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет, в период с 05.08.1982 г. по 09.05.2000 г. проходил службу в Вооруженных силах СССР, Российской Федерации и внутренних войсках МВД РФ, приказом командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ N 047 л/с от 17.04.2000 г. уволен в запас на основании п.п. "в" ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, приказом командира войсковой части *** N90 от 05.05.2000 г. исключен из списков личного состава части, на момент исключения из списков личного состава части общая выслуга лет составила в календарном исчислении 17 лет 09 месяцев 4 дня, в льготном исчислении для назначения пенсии - 25 лет 06 месяцев 25 дней, при этом расчет выслуги лет за период с 19.05.1997 г. по 09.05.2000 г., когда истец привлекался для выполнения задач по нормализации обстановки и восстановлению законности и правопорядка в Республике Северная Осетия-Алания и Ингушетия, произведен в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца; в период с 10.05.2000 г. по 01.09.2000 г. истцу была назначена и выплачивалась пенсия в ФЭО МВД Кабардино-Балкарской Республики, исходя из выслуги лет в размере 25 лет. С 01.09.2000 г. по 26.10.2003 г. истец проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, приказом начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте N252 от 27.10.2003 г. был уволен со службы по п."з" ст. 19 Закона РФ "О милиции" с 26.10.2003 г., с учетом времени прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел его выслуга лет в льготном исчислении составила 29 лет, однако расчет выслуги лет для назначения пенсии был произведен, исходя из выслуги лет в льготном исчислении, в размере 23 года, были исключены 6 льготных лет (с 19.05.1997 г. по 09.05.2000 г.) службы во внутренних войсках МВД РФ. Данный расчет, по мнению истца, является незаконным и противоречит положениям ФЗ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и Постановлению Правительства N380 от 31.03.1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12.04.2011 г. в удовлетворении исковых требований Столярову А.О. к МВД РФ о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.09.2011 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12.04.2011 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13.09.2012 г. постановлено:
В удовлетворении исковых требований Столярова А.О. к МВД Российской Федерации о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г. постановлено:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13.09.2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Столярова А.О. к МВД РФ, ГУ МВД РФ о признании права, перерасчете пенсии и взыскании ущерба удовлетворить частично.
Признать за Столяровым А.О. право на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27.10.2003 г., исходя из льготного исчисления выслуги лет - 29 лет 02 месяца 28 дней.
Обязать ГУ МВД РФ произвести перерасчет назначенной Столярову А.О. пенсии за выслугу лет за период с 27.10.2003 г. по 31.12.2012 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Столярову А.О. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22.05.2013 г. частично удовлетворено заявление Столярова А.О. об исправлении описки в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г., исправлена описка в указании ответчика, а именно, вместо ГУ МВД РФ - ГУ МВД РФ по г. Москве.
В настоящей кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Пигорев О.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г., в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.381 ГПК РФ судьи изучают кассационную жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
Затребованное 28.06.2013 г. вышеуказанное гражданское дело поступило в экспедицию суда 22.07.2013 г.
В силу ч.2 ст.381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В силу ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы жалобы, нахожу, что существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, при рассмотрении дела судом допущено не было; доводы кассационной жалобы не могут повлечь за собой возможность отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г. в кассационном порядке.
Судом установлено, что в период с 05.09.1982 г. по 09.05.2000 г. Столяров А.О. проходил службу в Вооруженных Силах СССР, Российской Федерации и внутренних войсках МВД РФ.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ N047 л/с от 17.04.2000 г. истец уволен в запас на основании п.п. "в" ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Приказом командира войсковой части *** N90 от 05.05.2000 г. истец исключен из списков личного состава части с 09.05.2000 г.
На момент исключения из списков личного состава общая выслуга лет истца в календарном исчислении составила 17 лет 09 месяцев 04 дня, а в льготном исчислении для назначения пенсии - 25 лет 06 месяцев 25 дней.
Расчет выслуги лет за период с 19.05.1997 г. по 09.05.2000 г. произведен в льготном исчислении, исходя из одного месяца службы за три месяца.
С 01.09.2000 г. по 26.10.2003 г. истец проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел.
Приказом начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте N252 от 27.10.2003 г. Столяров А.О. уволен со службы на основании п. "з" ст. 19 Закона РФ "О милиции" с 26.10.2003 г.
С учетом времени прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел выслуга лет в льготном исчислении определена истцу в 23 года.
Приказом Врио Командующего войсками округа от 18.10.2002 г. приказы командиров войсковых частей *** об определении периодов фактического участия личного состава в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта за 1995-2002 гг. отменены.
Согласно данному приказу, периоды фактического участия военнослужащих в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта ежемесячно не оформлялись, начиная с декабря 1999 года, издавались приказы не за период фактического выполнения боевых задач, а за нахождение в занимаемой должности в воинской части, дислоцированной в зоне вооруженного конфликта. Приказы в количестве 37 штук войсковой части *** за период выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта за период с 1995 по 2002 гг., в том числе и приказ N363 об исчислении выслуги лет для пенсии, отменен, поскольку данный приказ относится к дополнительным льготам и компенсациям военнослужащим, участвовавшим в выполнении задач по ликвидации конфликта.
Приказами NN 263,264,265,266,267,268,269,270,271,272,273,274,275 от 10.06.2003 г. Столярову А.О. исчислены периоды фактического выполнения им задач по урегулированию осетино-ингушского конфликта, которые составили 5,5 лет.
Согласно ст.1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии со ст. 18 данного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу абз.15 п.п. "б" п.3 Постановления Правительства РФ N941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем с 02.11.1992 г.
Указом Президента РФ N1327 от 02.11.1992 г. "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики", в соответствии с Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" и Законом РФ "О безопасности", на территории Республики Ингушетия с 02.11.1992 г. введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации N407 от 27.03.1993 г. режим чрезвычайного положения с 31.03.1993 г. отменен, и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Пригородного района и прилегающие к нему местности Республики Северная Осетия-Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. Этот режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15.02.1995 г. был отменен.
Согласно ст.1 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим-офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы:
проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;
постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в указанных в абз.2 и 3 ч.1 настоящей статьи условиях, устанавливаются оклады по воинским должностям по 1-4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности.
В соответствии со ст.2 данного Закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В силу ст.8 Закона, его действие распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Постановлением Правительства РФ N280 от 31.03.1994 г. N280 от 31.03.1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения, либо в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта.
Пунктом 2 данного Постановления определено предоставлять сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Согласно п.3 Постановления, сотрудники органов внутренних дел, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия-Алания и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения.
Указами Президента РФ N1474 от 19.10.1996 г., N139 от 15.02.1995 г., постановлениями Правительства РФ N343 от 15.04.1995 г., N501от 23.04.1996 г., N1276 от 28.10.1996 г., приказами МВД России N74 от 28.02.1995 г. и N629 от 29.11.1996 г. определены задачи, выполнение которых сотрудниками органов внутренних дел, проходивших службу на территории Республики Северная Осетия-Алания, отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах, в частности: обеспечение охраны зданий, занимаемых Временным Государственным комитетом, жилых городков и других мест компактного проживания строителей, складских и производственных баз подрядных организаций, строящихся и восстанавливаемых объектов, а также сопровождение и охрана грузов при перевозке по территориям Республики Северная Осетия-Алания и Ингушской Республики; обеспечение безопасности вынужденных переселенцев; обеспечение возвращения вынужденных переселенцев в места их прежнего постоянного проживания на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, обеспечение персональной охраны полномочного представителя Президента РФ; принятие мер по недопущению вооруженного столкновения противостоящих сторон; обеспечение общественной безопасности, охрана объектов жизнеобеспечения; обеспечение безопасности административно-территориальных границ Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия в целях недопущения проникновения на территории незаконных вооруженных формирований, транспортировки оружия и боеприпасов, принятии мер по разоружению незаконных формирований и изъятию незаконно хранящегося оружия у населения.
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм следует, что предусмотренные законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются сотрудникам органов внутренних дел за фактическое участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или данная местность отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Разрешая настоящее гражданское дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности заявленных Столяровым А.О. требований на том основании, что с учетом фактического участия истца в боевых действиях в период с 1997 г. по 2000 г. при исчислении ему пенсии по выслуге лет ответчик обоснованно применил льготный стаж за указанный период времени в размере 5,5 лет, поскольку данный стаж подтвержден представленными в суд приказами от 10.06.2003 г.
При этом суд сослался на то обстоятельство, что данные приказы истцом в установленном законом порядке оспорены не были, а доказательства участия истца в фактическом выполнении боевых задач по урегулированию осетино-ингушского конфликта в иные периоды времени суду не представлены.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда не согласилась.
Отменяя решение суда апелляционная инстанция исходила из следующего.
Согласно Приказу N252 от 27.10.2003 г. об увольнении Столярова А.О. по основаниям ст.19 Закона РФ "О милиции", выслуга лет истца по состоянию на 26.08.2003 г. в календарном исчислении составляет 21 год 01 месяц 29 дней, в льготном исчислении - 29 лет 02 месяца 28 дней, для выплаты единовременного пособия - 20 лет 10 месяцев 29 дней.
Данный приказ в установленном законом порядке никем не оспорен и не отменен.
Согласно представленному расчету, составленному на основании личного дела N373, общая выслуга лет Столярова А.О. для назначения пенсии на 09.05.2000 г. составляет 25 лет 06 месяцев 25 дней. С данным расчетом истец был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.
Выслуга лет Столярова А.О. на 26.10.2003 г. для назначения пенсии составляет 23 года 03 месяца 16 дней. Подпись истца в ознакомлении с данным расчетом отсутствует, проставлена только фамилия истца.
Кроме того, согласно Приказу от 17.04.2000 г. об увольнении Столярова А.О. в запас Вооруженных сил РФ, выслуга лет последнего во внутренних войсках и Вооруженных силах в календарном исчислении составила 17 лет 09 месяцев 04 дня, а в льготном исчислении - 25 лет 06 месяцев 25 дней.
Пунктами 2,3 Приказа МВД РФ N418 от 27.05.2005 г. установлено, что ответственным за организацию работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы военнослужащих внутренних войск МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей в системе органов внутренних дел Российской Федерации является Финансово-экономический департамент МВД России.
Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, директору ФМС России, начальникам главных управлений по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, органов управления внутренними войсками, соединений и воинских частей внутренних войск, научно-исследовательских и иных подразделений, учреждений и организаций МВД России, воинских образовательных учреждений высшего профессионального образования взять под личный контроль организацию работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с вышеназванной Инструкцией, обеспечить ее изучение сотрудниками органов внутренних дел и личным составом подчиненных подразделений на занятиях по служебной подготовке.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей определен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ N418 от 27.05.2005 г.
Согласно положениям, содержащимся в указанной Инструкции, Финансово-экономический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет общее методическое руководство пенсионной работой в системе МВД России, контроль за ее организацией и нормативное правовое обеспечение пенсионных органов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).
Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения N3,4,5) или пособия (приложение N6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Согласно ранее действовавшей Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N480 от 03.11.1993 г., работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и сотрудников осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми и медицинскими подразделениями воинских частей, МВД, ГУВД, УВД.
Оформление документов для назначения пенсий лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.
Для этого проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету на льготных условиях, после чего составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД и объявляется лицу, оформляемому на пенсию. При этом разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой. В случае несогласия с составленным расчетом вопрос рассматривается командиром воинской части, начальником органа внутренних дел.
Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми аппаратами в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения военнослужащего или сотрудника со службы.
Спорные вопросы по зачету в выслугу лет на пенсию отдельных периодов службы (в календарном исчислении или на льготных условиях) разрешаются: соответствующей комиссией МВД России - в отношении военнослужащих и сотрудников центрального аппарата министерства и непосредственно подчиненных ему подразделений; комиссиями МВД, ГУВД, УВД - в отношении сотрудников этих органов внутренних дел; комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД России - в отношении военнослужащих внутренних войск.
Выслуга лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях указывается в приказе и объявляется увольняемому со службы. При этом период времени, прошедший со дня подписания приказа об увольнении до дня фактического увольнения, также включается в выслугу лет.
Таким образом, выслуга лет в календарном и льготном исчислении, рассчитанная на основании данных о прохождении службы, указывается в приказе об увольнении со службы и объявляется лицу, увольняемому со службы.
Согласно Приказу N252 от 27.10.2003 г., выслуга лет истца по состоянию на 26.08.2003 г. в календарном исчислении составляет 21 год 01 месяц 29 дней, в льготном исчислении - 29 лет 02 месяца 28 дней.
Доказательства установления Столярову А.О. иного размера выслуги лет в календарном и льготном исчислении, ответчиками в нарушение положений ст.56 ГПК РФ в суд представлены не были.
Правомерность указанного приказа и содержащегося в нем расчета также в установленном законом порядке оспорена не была.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что Столяров А.О. имеет право на получение пенсии за выслугу лет, начиная с 27.10.2003 г., исходя из льготного исчисления выслуги лет, указанной в приказе о его увольнении со службы, - 29 лет 02 месяца 29 дней, а также право на перерасчет пенсии за период с 27.10.2003 г. по 31.12.2012 г.
Оснований для удовлетворения остальной части исковых требований Столярова А.О. о взыскании с МВД РФ причиненного в результате недовыплаты пенсии за период с 27.10.2003 г. по 11.09.2012 г. материального ущерба, взыскании процентов за просрочку выплаты части положенной пенсии за период с 27.10.2003 г. по 11.09.2012 г., взыскании суммы индексации невыплаченной пенсии в возмещение убытков (потерь от инфляции) за период с 27.10.2003 г. по 31.08.2012 г., обязании начислить на сумму иска и выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2012 г. по день фактической уплаты в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки, взыскании компенсации морального вреда, апелляционная инстанция не установила, поскольку данные требования не основаны на требованиях действующего законодательства.
В силу ч.2 ст.390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Выражая несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г., заявитель кассационной жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что в системе МВД России порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей определен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 г. N418, в соответствии с положениями которой решение вопроса о перерасчете выслуги лет Столярова А.О. в компетенцию ЦПО ГУ МВД России по г. Москве не входит, поскольку должен производиться по последнему месту службы Столярова А.О.
Указанный довод не может повлечь за собой возможность отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствует.
Судом апелляционной инстанции на ГУ МВД России по г. Москве, как усматривается из апелляционного определения, обязанность по перерасчету выслуги лет Столярова А.О. возложена не была, выслуга лет истца, исходя из льготного исчисления, определена судебной коллегией как 29 лет 02 месяца 28 дней.
Более того, выслуга лет Столярова А.О., исходя из льготного исчисления, соответствующая указанной выше, определена Приказом начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте N252 от 27.10.2003 г. об увольнении истца, то есть по последнему месту службы истца, что в полной мере соответствует положениям Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 27.05.2005 г. N418, действующей в настоящее время, и действовавшей на момент увольнения Столярова А.О. Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 03.11.1993 г. N 480.
Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что, как указывает представитель ГУ МВД России по г. Москве в настоящей кассационной жалобе, после переезда Столярова А.О. на постоянное место жительства в г. Москву его пенсионное дело было направлено в ЦПО ГУ МВД России по г. Москве.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Вместе с тем, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы только тогда, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене или изменению апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г. по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Пигорева О.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.01.2013 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции- отказать.
Судья
Московского городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.