Определение Московского городского суда от 14 августа 2013 N 4г-7802/13
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Бисултанова С.-А.А., поступившую в суд кассационной инстанции 24 июля 2013 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 19 сентября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2013 года по гражданскому делу по иску Бисултанова С.-А.А. к Муниципалитету внутригородского муниципального образования района "Южное - Бутово" города Москвы, ГУП "Московская социальная гарантия" города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о возложении обязанностей,
установил:
Бисултанов С.-А.А. обратился в суд с иском к Муниципалитету внутригородского муниципального образования района "Южное - Бутово" города Москвы, ГУП "Московская социальная гарантия" города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о возложении обязанностей, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчиков.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 19 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных Бисултановым С.-А.А. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2013 года решение суда от 19 сентября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Бисултанов С.-А.А. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из представленных документов следует, что Бисултанов С.-А.А. родился 18 апреля 1994 года в городе Урус-Мартан Урус-Мартановского района Чеченской Республики; матерью Бисултанова С.-А.А. являлась Эрзнукаева С.А., отцом Бисултанова С.-А.А. являлся Бисултанов А.М.; мать Бисултанова С.-А. А. - Эрзнукаева С.А. умерла 17 августа 2004 году в городе Трир Германия, отец Бисултанова С.-А.А. - Бисултанов А.М. умер 24 июня 2006 года во Франции; местом первичного выявления и устройства в семью Бисултанова С.-А.А. являлся город Урус-Мартан Урус-Мартановского района Чеченской Республики; над несовершеннолетним Бисултановым С.-А.А. по возвращении в 2006 году на территорию Российской Федерации назначена опека со стороны Бисултанова М.М.; на момент назначения попечительства Бисултанов С.-А.А. был зарегистрирован по адресу: Чеченская Республика, город Урус-Мартан, ул. Чехова, д. 22, где проживал после смерти родителей; опека над несовершеннолетним Бисултановым С.-А.А. со стороны Бисултанова М.М. отменена в мае 2011 года; Бисултанову С.-А. А. 02 июня 2011 года выдан паспорт отделом УФМС России по Чеченской Республике в Урус-Мартановском районе; решением Мэрии Урус-Мартановского городского поселения от 01 августа 2011 года над Бисултановым С.-А. А., проживающим по адресу: "_", назначено попечительство со стороны Рамазанова А.Т., проживающего по адресу: "_"; в принятом решении об устройстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей пункт о сохранении за несовершеннолетним подопечным Бисултановым С.-А.А. права пользования жилой площадью, или о закреплении за несовершеннолетним права предоставления жилого помещения по достижению им совершеннолетия отсутствовал, что являлось обязательным; постановлением руководителя муниципалитета внутригородского муниципального образования "Южное Бутово" в городе Москве от 22 августа 2011 года N 535-П личное дело Бисултанова С.-А.А., 18 апреля 1994 года рождения, зарегистрированного по адресу: Чеченская Республика, город Урус-Мартан, ул. Чехова, д. 22, поставлено на учет в муниципалитете с просьбой Мэрии Урус-Мартановского городского поселения сохранить за несовершеннолетним право пользования жилой площадью по адресу регистрации или закрепить за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по достижении совершеннолетия и определено место проживания совместно с попечителем Рамазановым А.Т. по адресу: "_"; решением Мэрии Урус-Мартановского городского поселения от 30 сентября 2011 года "О снятии с учета личного дела несовершеннолетнего подопечного Бисултанова С.-А.А., 18 апреля 1994 года рождения" Бисултанов С.-А.А., 18 апреля 1994 года рождения, имевший право на предоставление жилья в Чеченской Республики, снят с учета и исключен из списка на внеочередное предоставление жилого помещения по достижении им совершеннолетия на основании поданного им лично заявления в связи с переездом на новое место жительства в город Москву; согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 07 сентября 2011 года Бисултанов С.-А.А. зарегистрирован по месту жительства на жилой площади попечителя, расположенной по адресу "_", до окончания срока попечительства, по 18 апреля 2012 года; Бисултанов С.-А.А., ранее зарегистрированный временно по месту пребывания в период с 27 сентября 2011 года по 18 апреля 2012 года по адресу: "_", ни одним из уполномоченных органов власти в списки на обеспечение жилой площадью не включался.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об отказе удовлетворении заявленных Бисултановым С.-А.А., исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" от 31 августа 1999 года N 797 и постановлением Правительства города Москвы "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" от 02 октября 2007 года N 854-ПП ГУП "Моссоцгарантия" уполномочено оформлять и заключать договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сроком на 5 лет; согласно постановлению Правительства Москвы "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 02 октября 2007 года N 854-ПП и от 08 июня 2010 года N 472-ПП" от 03 апреля 2012 года N 128-ПП оформление и заключение договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями осуществляет Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе по месту их жительства на основании распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы; Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы осуществляют централизованную передачу списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и сформированные личные дела в ГУП "Моссоцгарантия" для подготовки материалов на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; право детей-сирот на получение жилых помещений по договорам социального найма закреплено в п. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; аалогичная норма, конкретизирующая объем прав детей-сирот содержится в п.1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации; конкретный механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам установлен Законом города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" от 30 ноября 2005 года N 61; в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве; город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации; отказ от получения жилого помещения в городе Урус-Мартан заявлен самим несовершеннолетним Бисултановым С.-А.А. с согласия попечителя и органа опеки и попечительства города Урус-Мартан; однако, решение снятии с учета и исключении из списка Бисултанова С.-А.А., имевшего право на предоставление жилья в Чеченской Республики, на внеочередное предоставление жилого помещения по достижении им совершеннолетия принято с нарушением требований закона, поскольку на момент соответствующего заявления несовершеннолетний Бисултанов С.-А.А. был поставлен на учет в органах опеки и попечительства города Москвы, которые в силу закона имели право представлять его интересы и согласие на совершение сделок по распоряжению имуществом требовалось именно от этого органа опеки и попечительства; Бисултанов С.-А.А., ранее зарегистрированный временно по месту пребывания в период с 27 сентября 2011 года по 18 апреля 2012 года по адресу: "_.", ни одним из уполномоченных департаментов в списки на обеспечение жилой площадью не включался; каких - либо законных оснований для включения Бисултанова С.-А.А. в списки лиц для внеочередного предоставления жилья в городе Москве как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей не имеется; Бисултанов С.-А.А. имел право пользования жилым помещением в городе Урус-Мартан, там же было принято решение об устройстве его как ребенка, оставшегося без попечения родителей, вследствие чего за ним должно было быть закреплено право на получение жилого помещения по выходе из-под опеки; таким образом, каких - либо правовых оснований для удовлетворения заявленных Бисултановым С.-А.А. исковых требований не имеется.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что ссылки Бисултанова С.-А.А. на наличие у него права на получение жилого помещения в городе Москве, не могут быть приняты во внимание, поскольку постановленным решением суда право Бисултанова С.-А.А. на получение мер социальной поддержки как лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не отрицается; однако механизм реализации такого права прямо установлен законом, включая вопросы финансирования получаемой помощи для каждого региона и субъекта Российской Федерации; жилые помещения органами исполнительной власти города Москвы предоставляются не всем детям, проживающим на момент выхода из-под опеки в городе Москве, а лишь тем, кто не имеет права на реализацию своей льготы в другом регионе; Бисултанов С.-А.А. имел право на получение жилого помещения в городе Урус-Мартане Чеченской Республики, а состоявшийся отказ от реализации такого права не может иметь юридического значения; законом не предусмотрено право ребенка выбирать регион, в котором он намерен получать бесплатно жилое помещение в качестве меры социальной поддержки, оказываемой государством; в равной мере, учитывая установленный законом механизм реализации прав ребенка, решение органов исполнительной власти города Урус-Мартан Чеченской Республики о лишении Бисултанова С.-А.А. предусмотренного законом права не влечет обязанности другого субъекта Российской Федерации предоставить соответствующую льготу путем выполнения расходного обязательства за другой регион и вопреки положениям законодательства, действующего на территории такого региона.
Данные выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Бисултанова С.-А.А. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Бисултанова С.-А.А. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 19 сентября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2013 года по гражданскому делу по иску Бисултанова С.-А.А. к Муниципалитету внутригородского муниципального образования района "Южное - Бутово" города Москвы, ГУП "Московская социальная гарантия" города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о возложении обязанностей - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.