Определение Московского городского суда от 29 августа 2013 N 4г-8718/13
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Антонюка А.В., поступившую в суд кассационной инстанции 08 августа 2013 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2011 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Антонюка А.В. к Управлению социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы (третьи лица - Министерство финансов РФ, Минздравсоцразвития России) о выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств, по иску Антонюка А.В. к Государственному учреждению Центру обслуживания населения "Северное Бутово", Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы (третьи лица - Министерство финансов РФ, Минздравсоцразвития России) о возмещении расходов, компенсации морального вреда,
установил:
Антонюк А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств, а также с иском к Государственному учреждению Центру обслуживания населения "Северное Бутово", Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о возмещении расходов, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчиков.
Определением Зюзинского районного суда города Москвы от 13 июня 2011 года гражданские дела по означенным искам объединены в одно производство.
Определением Зюзинского районного суда города Москвы от 08 ноября 2011 года к участию в указанном гражданском деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов РФ и Минздравсоцразвития России.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2011 года постановлено:
- в удовлетворении иска Антонюка А.В. к Управлению социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств - отказать полностью;
- иск Антонюка А.В. к государственному учреждению Центру социального обслуживания населения "Северное Бутово", Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о возмещении расходов, компенсации морального вреда - удовлетворить частично; взыскать с Департамента социальной защиты населения города Москвы в пользу Антонюка А.В. денежные средства в размере 9 999 рублей;
- в остальной части в удовлетворении иска Антонюка А.В. к государственному учреждению Центру социального обслуживания населения "Северное Бутово", Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о возмещении расходов, компенсации морального вреда -отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2012 года решение суда изменено; постановлено:
- взыскать с Департамента социальной защиты населения города Москвы в пользу Антонюка А.В. денежные средства в размере 9 999 рублей за счет средств федерального бюджета;
- в остальной части Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2011 года - оставить без изменения.
В кассационной жалобе истец Антонюк А.В. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Антонюк А.В. является инвалидом 1 группы по зрению вследствие военной травмы с 05 ноября 2004 года и состоит на учете Управления социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы с 01 марта 2005 года.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Антонюком А.В. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что Указом Президента РФ от 06 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" предписано: Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей; б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей; Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать списки граждан, имеющих право на получение легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа; установить, что граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию в соответствии с настоящим Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях; Правительству Российской Федерации: а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"; б) предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" бюджетные ассигнования, необходимые для реализации настоящего Указа; в) определить порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты единовременной денежной компенсации в соответствии с настоящим Указом; Антонюк А.В. постановлен на учет Управления социальной защиты населения города Москвы с 01 марта 2005 года; впервые по вопросу выплаты единовременной денежной компенсации взамен обеспечения транспортным средством в размере 100 000 рублей Антонюк А.В. обратился в Управление социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы 06 апреля 2009 года, ранее по вопросу обеспечения автотранспортом не обращался; указанное заявление передано в Департамент социальной защиты населения города Москвы 10 апреля 2009 года, который направил обращение в Минздравсоцразвития России о выделении дополнительных денежных средств для выплаты денежной компенсации, в том числе Антонюку А.В.; Минздравсоцразвития России в выделении дополнительных денежных ассигнований отказал; так как Антонюк А.В. поставлен на учет Управления социальной защиты населения города Москвы с 01 марта 2005 года, следовательно, Антонюк А.В. не мог быть включен в список граждан, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами, таким образом, поскольку истец подал заявление на выплату денежной компенсации взамен обеспечения транспортным средством в Управление социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы 06 апреля 2009 года, то есть после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ который отменил обеспечение инвалидов транспортными средствами по медицинским показаниям с 01 января 2005 года, постольку в заявленных Антонюком А.В. исковых требованиях к Управлению социальной защиты населения района Северное Бутово города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы о выплате денежной компенсации должно быть отказано; отказывая в удовлетворении заявленных по вышеуказанному иску требований о компенсации морального вреда, взыскании суммы процентов за пользование денежными средствами суд учитывал, что поскольку какого-либо нарушения прав и законных интересов Антонюка А.В. со стороны ответчиков в рамках настоящего гражданского дела не допущено, постольку правовых оснований для удовлетворения требований Антонюка А.В. о взыскании суммы процентов за использование денежными средствами в размере 17 531 рубль 25 копеек, а также для взыскания в пользу Антонюка А.В. компенсации морального вреда не имеется; в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О специальной защите инвалидов в Российской Федерации", к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида; техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, включает в раздел "Технические средства реабилитации", в том числе специальные устройства для чтения "говорящих книг"; в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и ст. 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона; Антонюку А.В., являющемуся инвалидом 1 группы, Филиалом N 77 ФГУ "ТБ МСЭ по городу Москве" разработана и выдана 22 марта 2010 года Индивидуальная программа реабилитации; при обращении Антонюка А.В. в отделение реабилитации ГУ ЦСО "Северное Бутово" по вопросу получения устройства для чтения "говорящих книг" в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, Антонюку А.В. было предложено приобрести указанное устройство за свой счет с последующим предоставлением в ГУ ЦСО "Северное Бутово" чеков для возврата потраченных денежных средств на расчетный счет Антонюка А.В.; Антонюком А.В. в период с 02 мая 2010 года по 19 июня 2010 года приобретены технические средства: специальное устройство для чтения "говорящих книг" в количестве 1 шт. - DVD-BLU-RAY-проигрыватель с ресивером и комплектом кабелей на общую сумму 86 237 рублей 00 копеек, в том числе 02 мая 2010 года приобретен непосредственно DVD-BLU-RAY-проигрыватель стоимостью 9 999 рублей; в представленном чеке и в накладной в графе "подпись клиента" указано "Антонюк", в графе "товар получен в полном комплекте" стоит подпись "Антонюк"; Антонюк А.В. обратился в ГУ ЦСО "Северное Бутово" о компенсации стоимости приобретенных технических средств; ГУ ЦСО "Северное Бутово" обратилось в ГБУ РЦИ Московского центра технических средств реабилитации за разъяснениями о возможности выплаты компенсации стоимости приобретенного Антонюком А.В. технического средства; согласно полученному 23 августа 2010 года ответу ГБУ РЦИ Московского центра технических средств реабилитации N исх-935/10 указанный комплект является средством бытового, а не реабилитационного назначения; копию письма Московского центра технических средств реабилитации на запрос от 06 сентября 2010 года ГУ ЦСО "Северное Бутово" направило в Департамент социальной защиты населения города Москвы; согласно ответа Департамента социальной защиты населения города Москвы от 24 сентября 2010 года N 10/4900/10327, необходимым и достаточным для осуществления реабилитационной функции по звуковому воспроизведению текста является наличие в специальном устройстве для чтения "Говорящих книг" функции воспроизведения аудио информации с CD или MP3 плееров; любые другие функции, которыми может быть дополнительно снабжено специальное устройство, а также приобретенные отдельно от изделия дополнительные функциональные устройства и аксессуары к нему, считаются избыточными и не могут являться необходимыми для выполнения реабилитационного назначения устройства; таким образом, компенсации подлежит только стоимость приобретенного Антонюком А.В. DVD-BLU-RAY-проигрывателя в размере 9 999 рублей; тем самым, с Департамента социальной защиты населения города Москвы подлежит взысканию в пользу Антонюка А.В.стоимость технического средства реабилитации DVD-BLU-RAY-проигрывателя в размере 9 999 рублей.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая однако, изменила решение суда в части взыскания денежных средств, указав на взыскание с Департамента социальной защиты населения города Москвы в пользу Антонюка Александра Васильевича денежные средства в размере 9 999 рублей именно за счет средств федерального бюджета, обратив внимание на то, что в соответствие с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации, в том числе по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, исполнение переданных Правительству Москвы полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету города Москвы в форме субвенций в соответствии с правилами предоставления, расходования и учета субвенций из федерального бюджета бюджету города Москвы на осуществление Правительством города Москвы части федеральных полномочий, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Антонюка А.В. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Антонюка А.В. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 декабря 2011 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Антонюка А.В. к Управлению социальной защиты населения района "Северное Бутово" города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы (третьи лица - Министерство финансов РФ, Минздравсоцразвития России) о выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств, по иску Антонюка А.В. к Государственному учреждению Центру обслуживания населения "Северное Бутово", Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы (третьи лица - Министерство финансов РФ, Минздравсоцразвития России) о возмещении расходов, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.