Определение Московского городского суда от 28 августа 2013 N 4г-9168/13
Судья Московского городского суда Богданова Г.В., изучив кассационную жалобу Г., поступившую в Московский городской суд 22.08.2013 г., на решение Басманного районного суда г. Москвы от 23.11.2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.03.2013 г. по гражданскому делу по заявлению Г. об оспаривании решения ФМС РФ, которым решение Управления ФМС России об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правомерным,
установил:
Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФМС РФ от 25.07.2012 г., которым решение Управления ФМС России от 29.05.2012 г. об отказе ей и несовершеннолетним детям в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правомерным. Заявленные требования мотивированы тем, что, принимая решение об отказе, ФМС России не учтено наличие гуманных оснований для предоставления временного убежища на территории РФ.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 23.11.2012 г. в удовлетворении заявления Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.03.2013 г. решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Г. ставится вопрос об отмене перечисленных выше судебных постановлений.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений районным судом, равно как и судебной коллегией, допущено не было.
Судом установлено, что Г. покинула территорию Афганистана в январе 2005 года вместе с несовершеннолетними детьми и транзитом через Таджикистан прибыла на территорию Российской Федерации, не имея российской въездной визы.
На заявление Г. о предоставлении ей и ее детям временного убежища на территории Российской Федерации 29.05.2012 г. УФМС России по г. Москве ответило решением об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение заявителем обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы отказано решением ФМС России N 1031 от 25.07.2012 г.
При вынесении решения ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Москве правильно приведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ей временного убежища как личных, так и общественно-политических.
Убедительных аргументов, а так же доказательств в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности, заявителем не представлено, а также отсутствуют гуманные основания требующие нахождения заявителя и её несовершеннолетних детей на территории Российской Федерации.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Положениями настоящего Закона предусмотрено, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 данного Закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Из пункта 7 указанного Порядка, следует, что решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
По смыслу ст. ст. 254, 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в том числе и постановления судебных приставов-исполнителей) могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, исследовав обстоятельства по делу, суд пришел к верному выводу о том, что требования Г. не подлежат удовлетворению, поскольку причин ввиду которых может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений при проверке ФМС не выявлено, а судом не установлено.
Кроме того Г. и её несовершеннолетние дети не отвечают критериям, определяющим понятие "беженец", и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину они могут быть подвергнуты негуманному обращению.
Перечисленные в кассационной жалобе доводы, подробно обсуждались судами первой и кассационной инстанций, в оспариваемых решении и определении им дано необходимое правовое обоснование. Данные доводы направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Однако применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит, а потому по ее доводам основания к передаче жалобы на решение суда от 23.11.2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии от 04.03.2013 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
Кроме того, следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Г. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 23.11.2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.03.2013 г. по гражданскому делу по заявлению Г. об оспаривании решения ФМС РФ, которым решение Управления ФМС России об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правомерным - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Г.В. Богданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.