Апелляционное определение Московского городского суда от 20 мая 2013 N 11-13157/13
Судья Демидович Г.А. Дело N11-13157
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Катковой Г.В., Фроловой Л.А.,
при секретаре Попугаевой А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
дело по апелляционной жалобе заявителя Зелинина Н.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Зелянина * * о признании Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Следственного комитета от 03 мая 2011 года N 72, не подлежащей применению, отказать.
установила:
Зелянин Н.А. обратился в суд с заявлением о признании Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 72, не подлежащей применению, мотивируя свое обращение тем, что оспариваемый нормативно-правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном законом порядке. В судебном заседании 26 февраля 2013 года заявитель уточнил заявленные требования, просил признать Инструкцию не подлежащей применению в связи с ее не опубликованием официально для всеобщего сведения.
Заявитель Зелянин Н.А. в судебное заседание явился, заявление поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Следственного комитета Российской Федерации - Старова И.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявления возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Зелянин Н.А.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Зелянина Н.А. и представителя Следственного комитета РФ по доверенности Атаевой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства - ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", ст. 1, ст. 10 п.4 Федерального закона N 403-ФЗ, п. 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38.
Судом установлено, что Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03 мая 2011 г. N 72, 21 марта 2012 года направлена Следственным комитетом Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации на государственною регистрацию.
Министерством юстиции Российской Федерации проведена правовая экспертиза данного документа, и он возвращен в Следственный комитет РФ для доработки и переутверждения 12 апреля 2012 года (л.д. 38-39).
Инструкция в новой редакции утверждена приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 и направлена в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию, что подтверждается письмом Следственного комитета РФ от 19 октября 2012 г. N Исхск-219/1-20052-12/3834 (л.д. 37).
25 февраля 2013 года Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции РФ за регистрационным номером 27314 (л.д. 56).
Регистрация нормативных правовых документов производится Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Согласно п. 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
1) полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
2) форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
3) предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что Следственный комитет РФ имел полномочия на издание Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, при этом нормативный правовой акт принят в предусмотренной законом для данного органа власти форме.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - Федеральный закон N 329-Ф3) нормативные правовые акты Следственного комитета Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат направлению на государственную регистрацию в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции. Федеральный закон N 329-Ф3 вступил в законную силу 2 декабря 2012 г., до этого момента инструкции Следственного комитета регистрации Министерством юстиции РФ и опубликованию в "Российской газете" не подлежали.
Во исполнение указанного положения Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 72 была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г. N 27314.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная приказом Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. N 72, была доведена до сведения граждан в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Председателя Следственного комитета РФ, и размещена для свободного ознакомления в сети Интернет, имеется в различных информационно-правовых базах.
В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации. Таким образом, Инструкция подлежит официальному опубликованию в течение 10 дней после ее регистрации. При этом, как следует из положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", нормативно-правовые акты, принятые органами исполнительной власти до вступления в силу изменений, внесенных этим законам, не приостанавливают своего действия, а лишь обязывают соответствующие органы направить изданные ими нормативно-правовые акты на регистрацию с последующим официальном опубликованием.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации принята полномочным на ее издание органом, принята в надлежащей форме, соблюдены предусмотренные правила введения инструкции в действие, в том числе правила ее регистрации и опубликования.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования Зелянина Н.А. о признании Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 72, не подлежащей применению, не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными, законными, и соглашается с ними.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о возможной неподсудности данного спора районному суду судебная коллегия отвергает, поскольку на момент обращения в суд с заявлением об оспаривании указанной Инструкции, заявление было подсудно Басманному районному суду г. Москвы, кроме того в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации. Таким образом, Инструкция подлежала официальному опубликованию в течение 10 дней после ее регистрации, до даты государственной регистрации и опубликования Инструкции от 11 октября 2012г. N 72 данное дело подлежало рассмотрению в Басманном районном суде г. Москвы. Решение по делу постановлено на следующий день после регистрации Инструкции в Министерстве юстиции РФ
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают их выводы, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы заявителя направлены на ошибочное толкование закона, а также иную оценку доказательств исследованных судом по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зелянина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.