Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2013 N 11-20561/13
Судья: Акульшина Т.В.
Дело N 11-20561
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Строгонова М.В.
судей: Дубинской В.К., Михалевой Т.Д.
при секретаре Черкасовой Т.С.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К.
Дело по апелляционному представлению Восточного транспортного прокурора г. Москвы
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 апреля 2013г.,
которым постановлено:
- в удовлетворении иска Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" об обязании обеспечить оформление проездных документов для проезда в электропоездах пригородного сообщения 7000-й нумерации без предоставления документов, удостоверяющих личность, за исключением пассажиров, имеющих право проезда в электропоездах со скидкой или бесплатно отказать,
У С Т А Н О В И Л А:
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" об обязании обеспечить оформление проездных документов для проезда в электропоездах пригородного сообщения 7000-й нумерации без предоставления документов, удостоверяющих личность, за исключением пассажиров, имеющих право проезда в электропоездах со скидкой или бесплатно. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной Восточной транспортной прокуратурой установлены факты нарушения ответчиком Федерального закона от 10 января 2003 года N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Проведенной проверкой установлено, что ОАО "ЦППК" осуществляет оформление проездных документов для проезда в электропоездах 7000-й нумерации по документам, удостоверяющим личность пассажира, также требует от пассажиров предъявления документа удостоверяющего личность при посадке на данные электропоезда. Данные требования ОАО "ЦППК", являющейся перевозчиком, ко всем пассажирам электропоездов 7000-й нумерации действующим законодательством и нормативно-правовыми актами не предусмотрены. Незаконные действия ОАО "ЦППК" ограничивают права и свободы лиц, желающих пользоваться услугами пригородного железнодорожного транспорта. На основании изложенного истец просил суд обязать ОАО "ЦППК" обеспечить оформление проездных документов для проезда в электропоездах пригородного сообщения 7000-й нумерации без предоставления документов, удостоверяющих личность, за исключением пассажиров, имеющих право проезда в электропоездах со скидкой или бесплатно в срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Восточного транспортного прокурора по доверенности Юзеев Р.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО "ЦППК" по доверенности Бураков А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, утверждая, что в поездах данной нумерации обеспечиваются иные, более комфортные условия обслуживания, поезда имеют ограниченное количество посадочных мест и билеты продаются с указанием конкретного места каждого пассажира; обсуждаемое требование не противоречит закону, поскольку Правила оказания услуг соответствующего запрета не содержат.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит Восточный транспортный прокурор по доводам, изложенным в апелляционном представлении, утверждая, что судом неправильно применены нормы материального права, суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения представителя Восточного транспортного прокурора Соколова И.А., представителя ответчика ОАО "ЦППК" по доверенности Буракова А.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18 - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, осуществляя предусмотренные законом полномочия по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, Постановлением от 02.03.2005 N 111 утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 19 указанных Правил оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.
При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.
Требования об обязательном указании фамилии пассажира и номера документа удостоверяющего личность при оформлении проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения указанные Правила не содержат.
По мнению прокурора, отсутствие в законе и нормативно-правовых актах данного требования, свидетельствует о том, что его установление перевозчиком запрещено и является незаконным.
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Проанализировав нормы материального права и сопоставив их с требованиями перевозчика, суд пришел к правильному мнению о том, что в данном случае, установление перевозчиком правила об оформлении проездных документов на поезд пригородного сообщения на основании документа, удостоверяющего личность, действующему законодательству не противоречит, и установленных им обязательных требований не нарушает.
Ссылка на конкретную норму закона, нарушаемую ответчиком, ни в исковом заявлении Восточного транспортного прокурора, ни в объяснениях его представителя не содержится.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в настоящее время по направлению "Москва - Орехово- Зуево" курсируют электропоезда "Экспересс" повышенной комфортности 7000-й нумерации с представлением мест, в отношении которых перевозчиком установлено правило о приобретении билетов на основании документов, удостоверяющих личность.
Одновременно с данными поездами по указанному направлению курсируют 30 обычных пригородных поездов 6000 нумерации без предоставления мест, для приобретения проездных билетов на которые предоставление документа удостоверяющего личность не требуется.
При таких обстоятельствах в данном случае ОАО "ЦППК", как компания- перевозчик, предлагает пассажирам право выбора транспорта для осуществления поездки: воспользоваться обычным поездом 6000-й нумерации с оформлением билета без предоставления документа, удостоверяющего личность, или поездом "Экспресс" повышенной комфортности 7000-й нумерации с оформлением билета с предоставлением документа удостоверяющего личность.
Таким образом, пассажиры, обладая свободой выбора при заключении договора, по своей воле и в своем интересе, выбирают подходящий для них вариант поездки, и соответствующие ей условия договора с перевозчиком.
Каких-либо доказательств того, что условие о предъявлении документа, удостоверяющего личность при оформлении билета на поезда 7000-й нумерации, является незаконными и нарушает права граждан, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Кроме того, Указанием Министерства путей сообщения РФ от 26.05.1995 N К- 419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира" в целях реализации предупреждения правонарушений, связанных с продажей проездных документов, введено оформление проездных документов на поезда дальнего и местного сообщений с указанием фамилии на лицевой стороне документа.
Согласно п.п. 2.1-2.4 данных указаний оформление проезда в поездах дальнего и местного сообщений производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью и т.п.), а детей в возрасте до 16 лет - свидетельства о рождении. При посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии фамилии в предъявляемых документах, отсутствии или изменении (исправлении) фамилии в проездном документе, пассажир в поезд не допускается.
Таким образом, включение в билеты на поезда пригородных сообщений данных о фамилии, имени, отчестве, а также виде и номере документа, удостоверяющего личность, на основании которого был приобретен проездной документ (билет), прямо предусмотрено вышеназванными указаниями Министерства путей сообщения.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что ссылка прокурора на то, что ни статья 786 Гражданского кодекса РФ, ни Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" прямо не предусматривают в качестве обязательного условия договора перевозки пассажира пригородного сообщения указание фамилии, имени, отчества и других персональных данных пассажира, не может служить основанием для признания действий ОАО "ЦППК" незаконными и нарушающими права граждан.
Согласно объяснениям ответчика, которые не опровергнуты и не оспорены истцом, поезда "Экспресс" 7000-й нумерации являются поездами повышенной комфортности, следуют по маршруту с минимальным количеством остановок, что значительно сокращает время в пути. Перевозка пассажиров осуществляется комфортабельными составами ЭД4МК и ЭД4МКМ. Вагоны 1-го и 2-го классов оснащены индивидуальными регулируемыми креслами, столиками, занавесками на окнах и кондиционерами. В вагонах функционируют биотуалетные комплексы, работающие как в пределах санитарной зоны, так и во время стоянок. В поездах работают буфеты, во время поездки транслируются фильмы. Пассажиров обслуживают дежурные по вагону.
Из представленных в материалы дела Правил проезда в поездах пригородного сообщения 7000-й нумерации, утвержденных Генеральным директором ОАО "ЦППК" 08 октября 2012 года следует, что во время поездки каждый пассажир занимает закрепленное за ним место (л.д. 16-24).
Данными правилами предусмотрено право пассажира на возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ на поезд пригородного сообщения при предъявлении документа, удостоверяющего личность, номер которого указан в проездном документе. В то время, как Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 право на возврат стоимости проезда по неиспользованным билетам для разовой поездки не предусмотрен.
Таким образом, установленное перевозчиком условие о предъявлении документа, удостоверяющего личность при приобретении билета на поезда 7000-й нумерации, предоставляет пассажирам дополнительное право на возврат денежных средств по неиспользованным билетам.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Все выводы суда обоснованы, подтверждаются исследованными доказательствами, сделаны при верном применении закона, поэтому судебная коллегия с ними согласна.
В поданном апелляционном представлении повторяются доводы, изложенные в исковом заявлении. Указанные доводы оценены судом в решении, с выводами которого коллегия согласилась, новых аргументов заявитель жалобы не приводит.
В апелляционном представлении прокурор настаивает на том, что требование Пригородной пассажирской компании по предъявлению документов личности при продаже билетов на поезда 7000 нумерации противоречит закону, однако конкретной нормы такого закона не приводит. Коллегия с позицией прокурора не согласна, не усматривает противоречий закону в действиях ответчика. Кроме того, необходимость предъявления паспорта при покупке билета прав и законных интересов граждан не нарушает.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционном представлении, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы представления не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 апреля 2013г. оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.