Апелляционное определение Московского городского суда от 12 августа 2013 N 11-20742/13
Судья Минор Н.Ю. N 11-20742/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 12 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Снегиревой Е.Н.,
судей Сибул Ж.А., Павлова А.В.,
при секретаре Григорян А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибул Ж.А. дело по апелляционной жалобе Тимкина на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 07 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Тимкина к Федеральной таможенной службе Российской Федерации о признании действий незаконными, обязании обеспечить постоянным жильем по месту службы, о возмещении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья отказано,
установила:
Тимкин обратился к ответчику Федеральной таможенной службе РФ о признании действий незаконными, ссылаясь на то, что является сотрудником Центральной базовой таможни - структурного подразделения ФТС РФ, ранее проходил службу в Региональном таможенном управлении специальных операций и Региональном таможенном управлении организации силового обеспечения.
Как сотрудник ФТС РФ, являясь вместе с членами семьи не обеспеченным жильем в таможенных органах, он неоднократно с ............. года и по настоящее время обращался к непосредственным начальникам отдела по месту службы и его заместителям, не нарушая принцип единоначалия, по вопросам улучшения жилищных условий и компенсации денежных средств за наем (поднаем) жилья (с ....................... года по настоящее время). Он обращался устно, поскольку письменные заявления у него не принимали. Руководители отдела по месту службы устно заявляли, что в РТУ ОСО нет очереди на улучшение жилищных условий, так как не выделяются квартиры, жилищно-бытовые комиссии не формируются, а также отсутствуют служебные квартиры.
Письменные обращения по вопросам улучшения жилищных условий в виде обеспечения жильем, возмещения ему с членами семьи денежной компенсации за наем (поднаем) двухкомнатной квартиры с ................ года по настоящее время ответчиком оставлены без удовлетворения. Со ссылкой на ст. 44 Федерального закона РФ от 21 июня 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Приказ ГТК России от 30 сентября 2003 года N1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России", Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций - за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" считал указанные действия ответчика, выразившиеся в отказе в обеспечении его жильем и возмещении компенсации за наем жилого помещения, противоречащими заключенному с ним контракту и действующему законодательству.
Выплата ему компенсации за наем жилых помещений предусмотрена п.8.1.7 раздела Отраслевого соглашения между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Федеральной таможенной службой РФ на 2011-2012 годы, где определено, что представители нанимателя и работодатели оказывают сотрудникам таможенных органов содействие в улучшении жилищных условий в пределах бюджетных средств, выделенных на эти цели. Порядок улучшения жилищных условий сотрудников таможенных органов и учреждений определяется в соответствии с законодательством РФ. Действия (бездействия) должностных лиц руководящего состава по месту его службы противоречат требованиям п.1 ст.4, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", а также п.1 разд. 1 Приложения к приказу ФТС России от 10 сентября 2009 года N 1660 "Об утверждении Административного регламента ФТС по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок", где обозначено, что положения Регламента распространяются на все устные и письменные обращения граждан. В соответствии с положением 7 главы ЖК РФ и п. 3 ст.7, п.2 ч.1 ст.12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" он с членами семьи не может улучшить своим жилищные условия, так как проживает в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет (с 2006 года по настоящее время).
Просил признать действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов не соответствующими требованиям п.1 ст.4, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", а также п.1 разд.1 Приложения к приказу ФТС России от 10 сентября от 10 сентября 2009 года N 1660 "Об утверждении Административного регламента ФТС РФ"; признать действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов нарушающими требования заключенных с ним контрактов N ........................ от ................ года - с Региональным таможенным управлением специальных операций на 1 год, N ................ от .................. года - с РТУ СО на три года, п.1 контракта N ................ от .................. года - с Региональным таможенным управлением организации силового обеспечения на пять лет, п.1 контракта N .................. от 01 февраля 2011 года между ним и РТУ ОСО на три года; обязать ФТС РФ обеспечить его с членами семьи постоянным жильем по месту прохождения службы в соответствии с законодательством; обязать ФТС производить возмещение ему с членами семьи ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья на основании договора найма жилого помещения от ............. года по настоящее время в соответствии с законодательством РФ.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Щебзухова в суде исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Киселева представила письменные возражения на исковое заявление, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Центральной базовой таможни Кравченко просила в иске отказать.
Представитель третьего лица РТУ ОСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Тимкин С.А. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав Тимкина и его представителя Стародумова, поддержавших доводы жалобы, представителей ФТС России Кехаеву и Кравченко, согласившихся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что лейтенант таможенной службы Тимкин проходит службу в таможенных органах с ............года, в настоящее время - в должности инспектора отдела таможенной охраны N ......... службы таможенной охраны Центральной базовой таможни, ........... года с ним заключен контракт о службе в таможенных органах РФ на три года.
Разрешая спор в части обеспечения Тимкина жилым помещением по месту службы, суд руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 5, 49, 52, Жилищного кодекса РФ, Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России" и исходил из того, что с момента вступления в силу ЖК РФ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договору социального найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном ЖК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В п. 2 ст. 52 и ст. 49 ЖК РФ указаны категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Решение о постановке Тимкина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до .............. года ФТС России не принимала.
При таких обстоятельствах и поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Тимкин не состоит, в предусмотренном законом порядке с таким заявлением до .............. года не обращался, данных требований при рассмотрении настоящего дела также не заявлял, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по месту службы у ответчика ФТС России отсутствует.
Порядок формирования жилищного фонда, оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, определен Инструкцией о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденной приказом ФТС России от 3 сентября 2007 г. N 1050.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательстве порядке для временного проживания на срок действия контракта (трудового договора) должностным лицам, назначенным в порядке перевода в таможенный орган в другой местности по контракту. Согласно пункту 14 Инструкции в первую очередь приобретаются служебные квартиры для обеспечения ротации руководящих кадров таможенных постов и таможен, находящихся на государственной границе Российской Федерации, в местностях с неблагоприятными климатическими, экологическими условиями, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На этапе формирования служебного жилищного фонда в таможенных органах служебные жилые помещения предоставляются, прежде всего, сотрудникам из числа руководящего состава таможенных органов (начальникам таможенных органов и их заместителям), переведенным в соответствии с установленным порядком на новое место службы в другую местность.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения конкретному должностному лицу (работнику) должно приниматься жилищно-бытовой комиссией таможенного органа, учреждения, филиала учреждения на основании личного заявления должностного лица (работника) в строгом соответствии с требованиями части 2 статьи 92 и части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перед принятием таможенным органом решения о заселении в служебное жилое помещение конкретного должностного лица подлежат рассмотрению документы, в числе которых документы, подтверждающие отсутствие в собственности должностного лица и членов его семьи жилых помещений в данном населенному пункте.
Установив, что Тимкин является членом семьи собственника квартиры площадью .............. кв.м., имеет регистрацию в г. Москве, проходит службу в той местности, в которой имеет постоянное место жительства, суд пришел к выводу о том, что истец не имеет права на предоставление ему служебного жилого помещения.
В данной связи действия должностных лиц таможенных органов, связанные с рассмотрением заявлений истца и отказом в обеспечении его с членами семьи постоянным жильем по месту службы, обоснованно признаны судом не противоречащими действующему законодательству.
Мотивируя решение в части требований Тимкина о выплате ему ежемесячно денежной компенсации расходов на наем (поднаем) жилого помещения, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах" при переводе сотрудника таможенного органа на службу в другую местность за указанным сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного места жительства. При этом по новому месту службы сотруднику таможенного органа и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на наем (подаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской федерации" установлен размер ежемесячно выплачиваемой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам таможенных органов, переводимых по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания.
Отказывая в этой части иска, суд пришел к выводу о том, что по смыслу указанных выше норм условием предоставления ежемесячной денежной компенсации является перемещение сотрудника таможенного органа на службу в другую местность без обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания.
Поскольку Тимкин не переводился на службу в другую местность, снимает квартиру, имея при этом постоянно жилье, суд правомерно пришел к выводу о том, что оснований для выплаты ему денежной компенсации ответчиком не имеется.
По приведенным выше мотивам доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на предоставление ему как сотруднику таможенных органов постоянного жилого помещения, выплату ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином, ошибочном толковании закона.
Выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, существенных нарушений норм процессуального закона судом допущено не было.
В данной связи оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимкина- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.