Апелляционное определение Московского городского суда от 02 августа 2013 N 11-24272/13
Судья: Печенина Т.А.ДелоN 11-24272/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 02 августа2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего: Журавлевой Т.Г.
судей: Канивец Т.В., Салтыковой Л.В.
при секретаре:Белоусовой Ю.С.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Канивец Т.В. дело по апелляционной жалобе представителя Багнюковой М.Ф. - Багнюкова А.Я.на решение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 26 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории г.Москвы согласно ФЗ "О ветеранах" гл.IIст. 14 п.1 абз.4 и ст. 13 п.1 абз.3 и Указа Президента РФ от 07 мая 2008г. N 714, применить в отношении нее не п.3 ст.7 Закона г.Москвы N 29, а ст.5 п.2,1, абз.8 и ст. 19 Закона N 29 г.Москвы для законной постановки ее наочередь улучшения жилищных условий, признаниинедействительным официального отказа в постановке на очередь ее жилищных условий от 25 августа 2009г. N ** за подписью начальника УДЖП и ЖФ г.Москвы по СВАО Б Н.К., обязании восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий с 25 августа 2009г., с момента незаконного отказа, последствием которого явилось искусственное ухудшение ее жилищных условий, повлиявших на ограничение ее в правах, унижающих ее достоинство, признании УДЖП и ЖФ г.Москвы в СВАО виновным в незаконных действиях и бездействиях чиновников по обращениям граждан по ст. 15 п. 1,2, ст.90 п.2 Конституции РФ, по ст. 12 п.1 абзац 1,2,3,5 ФЗ "Омуниципальной службе", взыскании ущерба в размере 1.000.000 рублей - отказать".
установила:
Багнюкова М.Ф. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы опризнании нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории г.Москвы согласно ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, постановке ее на очередь для улучшения жилищных условий, признании недействительным отказа УДЖП и ЖФ г.Москвы по СВАО от 25.08.2009в постановке на очередь улучшения жилищных условий, обязании восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий с 25.05.2009, признании незаконными действий и бездействийУДЖП и ЖФ г.Москвы, взыскании морального вреда в размере 1.000.000 руб.
В обоснование указала, что зарегистрирована по месту жительства и проживает вместе с сыном Б А.Я. и его женой Б Г.В. в комнате площадью жилого помещения 33,3 кв.м., жилой площадью 22,5 кв.м. в 4-комнатной коммунальной квартире по адресу: **, собственником комнаты является ее сын.
Багнюкова М.Ф. является**, предусмотренные ст. 20 и 21 ФЗ "О ветеранах". В 2009 году обратилась в ДЖП и ЖФ г.Москвы с заявлением об улучшении ее жилищных условий и постановке на очередь, однако письмом от 25.08.2009 в удовлетворении ее просьбы было отказано, поскольку она не проживает в г.Москве более 10 лет.В службе "одного окна" у нее не приняли документы о постановке на учет по той же причине.
Считает, что в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008г. N 714, она имеет право на предоставление жилья, это право не ограниченосроком проживания в г.Москве,переехала она в г.Москву из другого субъекта РФ в связи с ухудшениемсостояния здоровья инеобходимостью постоянного ухода со стороны сына. Действия чиновников ДЖП и ЖФ г.Москвы нарушают ее жилищные права, положения Конституции РФ, ЖК РФ, ФЗ "О ветеранах" и Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Представитель Багнюковой М.Ф. - Багнюков А.Я. требования поддержал в полном объеме.
Багнюкова М.Ф., представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционнойжалобе представитель Багнюковой М.Ф. - Багнюков А.Я.просит решение суда отменить по доводам жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы,выслушав представителя Багнюковой М.Ф. - Багнюкова А.Я., поддержавшего жалобу, представителя ДЖП и ЖФ г.МосквыЗаручинскую М.В., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов иучастников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно названному Указу Президента РФ от 09.01.2010 N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности.
Согласно ст.21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.Указанным лицам предоставляется, в т.ч., такая меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании ст.20 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Действующие нормативные правовые акты г.Москвы не предусматривают для указанной категории граждан каких-либо льгот по предоставлению жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.1 и 2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливаетсяв размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Из материалов дела видно, чтоБагнюкова М.Ф.зарегистрирована по месту жительства и проживает в комнате площадью жилого помещения 33,31кв.м., жилой площадью 22,5 кв.м. в 4-комнатной коммунальной квартире по адресу: ** с 2009 года, ранее проживала в г.**.
В указанной комнате также зарегистрированы по месту жительства и проживают ее сын Б А.Ю., являющийсясобственником комнаты, и его жена Б Г.В.
Багнюкова М.Ф. имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
На обращение в ДЖП и ЖФ г.Москвы с заявлением об улучшении ее жилищных условий, 25.08.2009 Багнюковой М.Ф. был дан письменный ответ, в котором УДЖП и ЖФ г.Москвы разъяснило, что по вопросу постановки на учет ей необходимо обратится в службу "одного окна" Управы Бутырского района, также в этом письме было указано, что одним из условий постановки на учет является факт 10-летнего проживания в г.Москве по месту жительства.
Судом достоверно было установлено, чтоБагнюкова М.Ф. не подавала заявление в ДЖП и ЖФ г.Москвы о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в порядке, установленном указанным Законом г.Москвы, проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет.
Оснований, предусмотренных ч .2 ст.57 ЖК РФ, для предоставления жилья вне очереди, у Багнюковой М.Ф. (или у ее сына) также не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что у Багнюковой М.Ф. отсутствуют основания для постановки на учет нуждающейся в жилых помещениях.
Разрешая требования в части взыскании компенсации морального вреда суд не установил факта незаконных действий со стороны ответчика в отношении истца, с учетом норм ст.ст. 151, 1069 ГК РФ, и правомерно отказал в их удовлетворении.
Доводу жалобы о том, что нуждающейся в улучшении жилищных условий Багнюкова М.Ф. должна быть признана в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", судом дана надлежащая оценка при вынесении решения. Судом было верно указано, что сам по себе факт того, что Багнюкова М.Ф. является **, без наличия 10-летнего периода проживания в г.Москве, а также порядка подачи заявления о признании нуждающейся в жилых помещениях, перечисленных в Законе г. Москвы от 14.06.2006 N 29, не порождает субъективного права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным Законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Иные доводы жалобы на законность принятого решения повлиять не могут.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Все доводы сторон судом проверены в полном объеме, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Апелляционная жалоба рассмотрена в пределах, содержащихся в ней доводов.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решениеПресненского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Багнюковой М.Ф. - Багнюкова А.Я.без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.