Апелляционное определение Московского городского суда от 16 августа 2013 N 11-26568/13
Судья Жолудова Т.В.
Гр.д. N 11-26568
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М., Зыбелевой Т.Д.,
при секретаре Зотовой Е.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Берестнева Б.А. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Берестнева Б.А. к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания судьи - отказать,
установила:
12.02.2013 Береснев Б.А. направил в суд иск к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ (далее - Судебный департамент), в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет выплачиваемого истцу ежемесячного пожизненного содержания (далее - ЕПС) за 2012 год, исходя из установленного для военнослужащих с 01.01.2012 размера оклада по воинскому званию и произвести выплату пособия с учетом произведенного перерасчета.
Свое обращение истец мотивирует тем, что приказом Судебного департамента с января 1996 года истцу назначено ЕПС как судье, пребывающему в отставке, при этом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством в состав ЕПС включен оклад по воинскому званию; с 01.01.2012 на основании Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Постановления Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" комиссией Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов принято решение от 18.01.2012, которым судьям военных судов, ушедшим в отставку до 29.06.2009, с 01.12.2012 произведен перерасчет ЕПС, исходя из новых размеров окладов по воинским званиям военнослужащих, однако указанное решение реализовано не было и с 01.01.2012 ЕПС выплачивается истцу без увеличения оклада по воинскому званию, что истец полагает незаконным.
В судебном заседании истец Берестнев Б.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Представитель третьего лица Минфина РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
20.05.2013 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Берестнев Б.А. по доводам своей апелляционной жалобы от 19.06.2013.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Берестнев Б.А. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ответчика по доверенности Этцель Е.Л. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал; представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Берестнев Б.А., работавший в должности председателя военного суда группы войск и имеющий воинское звание генерала-майора, с 1996 года является судьей в отставке и получателем единовременного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ".
Согласно расчету ЕПС, составленному Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в денежное содержание Берестнева Б.А., принимаемое к расчету ежемесячного пожизненного содержания, были включены, в том числе, помимо должностного оклада судьи на момент ухода в отставку, месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием.
Из материалов дела следует, что выплачиваемое Берестневу Б.А. ЕПС повышалось как с учетом увеличения размера должностного оклада судьи, так и при повышении денежного довольствия военнослужащих, в том числе оклада по званию.
18.01.2012 комиссией Главного управления обеспечения деятельности военных судов по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов принято решение (протокол N 1), которым с 01.12.2012 размер ЕПС истца, как судьи военного суда, ушедшего в отставку до 29.06.2009, подлежит пересчету исходя из новых размеров окладов по воинскому званию военнослужащего и процентной надбавки за выслугу лет, которые введены Федеральным законом N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Берестнева Б.А., указав, что ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судьям военных судов до 29.06.2009 по Закону РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ", не подлежит перерасчету с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и законных условий для увеличения оклада по воинскому званию при расчете ЕПС, назначенного истцу в соответствии с Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ", не имеется.
Так, в силу ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом; особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.
Особенности правового положения судей военных судов определены положениями Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", положения которого до 29.06.2009 устанавливали, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Статьей 30 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в редакции, действовавшей до 29.06.2009, было установлено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан. Судьям военных судов и Военной коллегии пенсия, предусмотренная для военнослужащих, назначается исходя из должностного оклада по занимаемой ими должности. Увеличение размера пенсии при ее последующем пересмотре в случаях, предусмотренных федеральным законом, производится исходя из указанного оклада.
Таким образом, при уходе в отставку с одновременным увольнением с военной службы судья военного суда имел право выбора пенсионного обеспечения в виде пенсии, предусмотренной для граждан, - в соответствии Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсии, предусмотренной для военнослужащих, - в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", либо не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного федеральным законом для судей, - Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ".При уходе в отставку с одновременным увольнением с военной службы судья военного суда Берестнев Б.А. выбрал пенсионное обеспечение в виде не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ", положения п. 5 ст. 15 которого в редакции, действовавшей на момент назначения истцу ЕПС, устанавливали, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ" в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ, действовавшего на момент назначения истцу ЕПС, было установлено, что заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состояло из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены.
Таким образом, суд правильно указал, что установление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является составляющей статуса судьи и обусловлено спецификой профессиональной деятельности судьи, а не фактором военной службы.
При этом п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", п. 4.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ 29.07.2003, Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 09.07.2003, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 03.07.2003, установлено, что ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судье, пребывающему в отставке, в том числе судье военного суда, увеличивается при повышении денежного содержания судьи, работающего по соответствующей должности.
Такое правовое регулирование единых оснований увеличения ЕПС является проявлением единства статуса судьи, установленного ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ".
С принятием Федерального закона от 28.06.2009 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ" внесены изменения, согласно которым слова "(денежное содержание судьи военного суда)" и слова "а для военных судей - и оклада по воинскому званию," исключены.
Кроме того, с принятием Федерального конституционного закона от 29.06.2009 N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", вступившего в силу 29.06.2009, из требований предъявляемых к кандидатам на должность судьи военного суда, требования к наличию у кандидата офицерского звания и заключенного контракта о прохождении военной службы исключены, а наличие у кандидата, являющегося военнослужащим, воинского звания офицера, или его пребывание в запасе или нахождение в отставке, указано как преимущественное право на назначение на должность судьи военного суда. Кроме того, ч. 3 ст. 26 указанного ФКЗ было установлено, что военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.
В связи с этим же ФКЗ претерпело изменения и денежное содержание судей военных судов в части исключения из его состава оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, установленной для военнослужащих.
Так, п. 3 ст. 2 названного ФКЗ было предусмотрено, что в заработную плату судьи военного суда или судьи Военной коллегии, продолжающего на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона замещать государственную должность Российской Федерации в военном суде или Военной коллегии, включаются дополнительные выплаты в размерах, соответствующих размерам оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для них как для военнослужащих на день вступления в силу этого Федерального конституционного закона. Указанные выплаты учитываются при исчислении выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии.
Таким образом, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет с 29.06.2009 были преобразованы в дополнительные выплаты, при этом размеры этих дополнительных выплат соответствовали размерам окладов по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, установленным по состоянию на 29.06.2009, что не предусматривает их увеличения.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; такие размеры установлены Постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Таким образом, указанными нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, что не является повышением (индексацией) денежного довольствия военнослужащих, а также установлен порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Принятие Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не повлекло повышения денежного содержания судей военных судов, пребывающих в должности, а также судей, пребывающих в отставке и получающих ЕПС в соответствии с Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ", в связи с чем увеличение ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям военных судов в зависимости от того, являлись ли они военнослужащими, а также от того, до или после 29.06.2009 им было назначено ежемесячное пожизненное содержание, приведет к неоправданному различию в их правовом положении.
При таких данных, суд правильно указал, что положения Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, а также Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 регулируют отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, которым назначена пенсия на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а не лиц, получающих не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное Законом РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ". Истец не лишен возможности перейти на пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при выплате пенсии по которому и подлежат применению положения Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011, на который указывает истец.
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что исключение с 29.06.2009 из оклада денежного содержания оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и их преобразование в дополнительные выплаты, подлежат применению только в отношении судей военных судов, уволенных с военной службы или приостановивших ее после 29.06.2009 в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29.06.2009 N 3-ФКЗ, в то время как истец уходил в почетную отставку будучи военнослужащим, в связи с чем такое преобразование и отказ в увеличении составляющих оклада денежного содержания истца является недопустимым снижением уровня ранее предоставленных гарантий судьи военного суда.
Указанные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не применение к ЕПС истца положений Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, а также Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 не свидетельствует о снижении уровня предоставленных ранее гарантий, учитывая, что из расчета ЕПС истца указанные составляющие (оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет в Вооруженных Силах РФ) не исключены, а применение единого установленного порядка увеличения ЕПС свидетельствует о единстве статуса судьи, установленного ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26.07.1992 N 3132-1 "О статусе судей в РФ".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно; нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено; доводы апелляционной жалобы Берестнева Б.А. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берестнева Б.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.