Апелляционное определение Московского городского суда от 20 августа 2013 N 11-26983/13
Судья Киприянов А.В. Дело N11-26983
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н.,
судей Захаровой Е.А., Неретиной Е.Н.,
с участием прокурора ****О.Н.,
при секретаре **** А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по апелляционной жалобе *** Н.Н. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления *** Н.Н. об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка N *** от 29 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка *** Н.Н., обязании Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городской округ Щербинка зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка по многомандатному избирательному округу N ** *** Н.Н. - отказать.
установила:
**** Н.Н. обратился в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии городского округа Щербинка N **** от 29 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка **** Н.Н., обязании Избирательной комиссии городского округа Щербинка зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка по многомандатному избирательному округу N ** **** Н.Н. В обоснование указал, что избирательная комиссия приняла решение с нарушением закона, поскольку своевременно не уведомила его об имеющихся в документах недостатках, чем лишила возможности своевременно их устранить, решение комиссии принято неправомочным составом.
*** Н.Н. и его представитель **** П.Ю. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представители Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка по доверенностям **** С.Н., *** А.В. и *** А.О. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления **** Н.Н. полагая его несостоятельным, а отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку заявитель не предоставил достаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит **** Н.Н., полагая, что доводы его заявления необоснованно не приняты судом во внимание.
В судебное заседание коллегии *** Н.Н. и его представитель **** П.Ю. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не направили, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав возражения представителей ИК городского округа Щербинка **** А.О., *** С.Н., *** А.В., заключение прокурора *** О.Н., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, коллегия не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения доводов жалобы.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что решением Совета депутатов городского округа Щербинка в г. Москве от 18 июня 2013 года N *** "О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа Щербинка в г. Москве" на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Щербинка в г. Москве.
10 июля 2013 года **** Н.Н. представил в ИК городского округа Щербинка документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка по многомандатному избирательному округу N *** в порядке самовыдвижения, а именно: заявление о согласии баллотироваться по избирательному округу, копию паспорта, копии документов, подтверждающих сведения об образовании, справку с места работы.
19 июля 2013 г. *** Н.Н. сдал документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка, в том числе первый финансовый отчет, 7 подписных листов с 14 подписями, 2 экземпляра протокола об итогах сбора подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - городского округа Щербинка от 29 июля 2013 года N *** *** Н.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, в связи с предоставлением кандидатом недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, поскольку при проверке подписных листов установлены обстоятельства, которые, по мнению комиссии, явились основанием для признания недействительными всех представленных подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты
Совета депутатов муниципального образования, установлен статьей 35
Избирательного кодекса города Москвы.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), протокол об итогах сбора подписей избирателей (пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
С учетом положений части 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы и решением ИК городского округа Щербинка от 24 июня 2013 года N 2/11 в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Щербинка необходимо было представить 10 подписей избирателей. Исходя из содержания ч. 2 ст. 27 Избирательного кодекса города Москвы ***** Н.Н. дополнительно к этим подписям представлено 4 подписи избирателей.
В результате проверки подписных листов все 14 подписей избирателей, представленные заявителем, были признаны недействительными в связи с тем, что в каждом из подписных листов надлежащим образом не были указаны сведения о месте работы кандидата, а именно указано: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2, без указания на г.о. Щербинка в городе Москве в соответствии со справкой кандидата с места работы.
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 34 Избирательного кодекса г. Москвы, в каждом подписном листе среди сведений о кандидате должно быть указано место работы или службы, занимаемая должность.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая законным решение избирательной комиссии, суд правильно применил указанные положения закона, поскольку при подаче документов в избирательную комиссию **** Н.Н. представлена справка с места работы, согласно которой он работает в должности учителя истории и обществознания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г.о. Щербинка в г. Москве средняя общеобразовательная школа N 2, однако в подписных листах сведения о кандидате не приведены в соответствии с требованиями закона.
Поскольку **** Н.Н. в подписных листах не были должным образом указаны сведения о кандидате, что противоречит закону, у избирательной комиссии имелись основания для признания недействительными всех представленных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.
При отсутствии необходимых для регистрации кандидата достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в силу п.5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы у комиссии имелись основания для отказа в регистрации ***** Н.Н.
Довод заявителя о ненадлежащем извещении о заседании рабочей комиссии по проведению проверки подписей, а также о не извещении о выявленных недостатках и не предоставлении ему возможности оперативно их устранить получили надлежащую оценку в судебном решении, поскольку в соответствии с частью 1.1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы кандидат не вправе вносить изменения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей.
Надлежащую правовую оценку в судебном решении нашел довод **** Н.Н. о том, что решение комиссией принято в незаконном составе, поскольку из материалов дела следует, что за регистрацию кандидата не проголосовало ни одного члена комиссии с правом решающего голоса, за отказ в регистрации - 6, воздержались - 2, при установленном числе членов комиссии с правом решающего голоса 14 (ст. 28 ч. 13 Федерального закона), таким образом, оставшиеся голоса (6) не могли составлять большинство и повлиять на отказ в регистрации кандидата.
Более того, суд обоснованно указал, что решение об отказе в регистрации кандидата может быть отменено только в случаях, установленных законом. По смыслу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно части 5 статьи 86 Избирательного кодекса города Москвы в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.
Поскольку судом не установлено нарушений требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом и Избирательным кодексом города Москвы, довод ***** Н.Н. о том, что решение комиссии является неправомочным, не может повлечь отмену решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты.
Доводы жалобы **** Н.Н. исследовались судом первой инстанции, они в большинстве своем повторяют доводы заявления о несогласии с решением избирательной комиссии, указанным доводам судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у коллегии оснований не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.