Апелляционное определение Московского городского суда от 04 декабря 2012 N 11-29581/12
Судья: Сапронова И.А.
Гр.дело N 11-29581
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2012 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Зыбелевой Т.Д.
Судей Катковой Г.В., Павловой И.П..
при секретаре Попугаевой А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе Раджаби Ибрагим Сахи Дад
на решение Басманного районного суда гор. Москвы от 27 июля 2012 года,
которым постановлено: В удовлетворении заявления Раджаби * * * о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 948 от 24.04.2012 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 01.02.2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать,
установила:
Раджаби * * * обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 948 от 24.04.2012 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 01.02.2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным. В обоснование заявления указал, что УФМС России по г. Москве при рассмотрении его заявления о признании беженцем на территории Российской Федерации не всесторонне проанализировала те обстоятельства, на которые он ссылался, поскольку имеются реальные основания полагать, что на родине существует угроза его жизни. Также заявитель указывает, что при рассмотрении жалобы на решение УФМС по г. Москве, ФМС России не дана должная оценка сообщенным им доводам в пользу отмены обжалуемого решения.
Заявитель Раджаби * * * в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя Магомедова Р.С. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагал заявление необоснованным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Раджаби * * *.
Судебная коллегия, выслушав заявителя Раджаби * * *, его представителя по устному заявлению Магомедову Р.С., представителя заинтересованного лица ФМС России Баконина А.Г., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Раджаби * * *, * года рождения, гражданин Афганистана, уроженец г. Кабул (Афганистан), по национальности - хазареец, вероисповедание - ислам шиитского толка, родной язык - дари, русским языком владеет свободно, образование неоконченное высшее, не женат, детей нет.
Как установлено УФМС со слов заявителя, Раджаби * * * в 2009 году покинул Афганистан и транзитом через территорию Таджикистана прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву. Ранее, со слов заявителя, он посещал территорию России с целью получения образования, где находился в период с 1998 года по 2007 год.
01 ноября 2011 года Раджаби * * * впервые обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав его тем, что при возвращении в Афганистан его жизни может угрожать опасность из-за того, что он работал в Афганистане журналистом.
01 февраля 2012 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие "беженец" согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах".
Не согласившись с указанным решением, считая его неправомерным заявитель обжаловал его в ФМС России.
Решением ФМС России от 20 апреля 2012 г. N 948 решение УФМС России по г. Москве от 01 февраля 2012 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 Ф3 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Требования данной нормы закона Раджаби И.С.Д. не выполнил, с письменным ходатайством в орган пограничного контроля при пересечении границы не обратился. Прибыв на территорию Российской Федерации в 2009 году, заявитель впервые обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации только в 2011 году.
Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона "О беженцах" устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N 425.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно статье 1 Федерального закона.
Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к Раджаби * * *, а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
Суд также принял во внимание тот факт, что по информации, поступившей из ГИАЦ МВД России в отношении Раджаби * * *, установлено, что ранее заявитель привлекался к уголовной ответственности по ст. ст. 30 ч. 3, 322 ч. 1, 222 ч. 4, 69 УК РФ. При задержании сотрудниками правоохранительных органов заявитель сообщил заведомо ложные анкетные данные "Ибрагим Мухаммад Сахидад", а также "Ахмади Азизулла Муса".
Кроме того, заявитель в конце 2006 года был задержан сотрудниками милиции и в апреле 2007 года, на основании решения суда, депортирован в Афганистан.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности заявителем не приведено.
Судом учтено при вынесении решения, что к основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, относятся бывшие члены НДПА, идейные коммунисты, сторонники М. Наджибуллы и Б.Кармаля, сотрудники полиции и ХАД (службы безопасности) при коммунистическом режиме.
Раджаби * * * к этим категориям граждан не относится.
При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в Афганистан и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
Проанализировав все представленные материалы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России N 948 от 24 апреля 2012 года по жалобе Раджаби * * * на решение Управления ФМС России г. Москве от 01 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствуют закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано и отмене не подлежит.
Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда гор. Москвы от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.