Решение Московского городского суда от 22 августа 2013 г. N 7-2145/13
Судья О.И. Турланова
Дело N 7-2145
Р Е Ш Е Н И Е
22 августа 2013 года город Москва
судья Московского городского суда А.Н. Пономарёв, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "Рынок "Выхино" - И.В. **** на постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 7 августа 2013 года, которым ОАО "Рынок "Выхино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности торговых мест ОАО "Рынок "Выхино" по адресу: г. Москва, ул. **** (девяносто) суток,
установил:
3 августа 2013 года в соответствии с определением Главного государственного санитарного врача по Восточному административному округу города Москвы М.В. **** протокол об административном правонарушении от 3 августа 2013 года по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ОАО "Рынок "Выхино" направлен в Перовский районный суд г. Москвы по подведомственности.
На основании постановления судьи Перовского районного суда г. Москвы от 7 августа 2013 года ОАО "Рынок "Выхино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто указанному выше административному наказанию.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитником ОАО "Рынок "Выхино" - И.В. ****, ставится вопрос об отмене указанного постановления. В жалобе заявитель ссылается на то, что проверка рынка фактически не проводилась, а доказательства, положенные в основу решения суда, получены с нарушением закона и требованиям к их относимости. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд нарушил принцип состязательности процесса.
В заседании суда второй инстанции защитники ОАО "Рынок "Выхино" - адвокат И.В. ***, по ордеру от 13 августа 2013 года, адвокат В.В. ***, по доверенности от 5 августа 2013 года, доводы жалобы поддержали, в то время как другой защитник ОАО "Рынок "Выхино" - Д.Т. ****, по доверенности от 21 августа 2013 года, просил судебное постановление оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитников ОАО "Рынок "Выхино", допросив свидетеля В.А. ****, обсудив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что 2 августа 2013 года в связи с обращением гражданина Н.Г. *** Прокуратурой Восточного административного округа города Москвы совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Восточном административном округе города Москвы проведена комплексная проверка сельскохозяйственного рынка ОАО "Рынок "Выхино" по адресу: г. Москва, ул. ****, в том числе на предмет исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверка проведена на основании ст. 6, ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", то есть в рамках прокурорского надзора за исполнением ОАО "Рынок "Выхино" требований закона, регулирующих его деятельность.
По результатам проверки, проведённой совместно с и.о. генерального директора ОАО "Рынок "Выхино" С.А. ****, составлен акт от 2 августа 2013 года, в котором отражены нарушения ОАО "Рынок "Выхино" требований СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ, предусматривающие ответственность по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 17-20).
2 августа 2013 года Главным государственным санитарным врачом по Восточному административному округу города Москвы М.В. **** на основании служебной записки главного специалиста-эксперта территориального отдела С.И. *** по результатам комплексной проверки сельскохозяйственного рынка ОАО "Рынок "Выхино" по указанному адресу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 15).
В ходе административного расследования 3 августа 2013 года Главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Восточном административном округе г. Москвы в присутствии понятых А.Н. ****, Е.А. ***, а также в присутствии Генерального директора ОАО "Рынок "Выхино" В.А. *** в порядке ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях составлен протокол об осмотре принадлежащих ОАО "Рынок "Выхино" территорий.
В протоколе отражено, что при осмотре территории ОАО "Рынок "Выхино" производилась фотосъёмка фотоаппаратом (марка), которая приобщена к материалам дела (л.д. 28-78).
В тот же день, 3 августа 2013 года, по результатам осмотра принадлежащей ОАО "Рынок "Выхино" территории Главным государственным санитарным врачом по Восточному административному округу города Москвы М.В. **** составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 1-3).
Генеральный директор ОАО "Рынок "Выхино" В.А. **** дать свои объяснения в протоколе об административном правонарушении отказался, копию указанного протокола получил, указав в протоколе на ознакомление с ним.
Из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что в нём отражён временной период проведения проверки ОАО "Рынок "Выхино", с 9 час. до 13 час., а также организация, в которой проводилась проверка - ОАО "Рынок "Выхино" и проверяемая территория - рынок ОАО "Рынок "Выхино" по адресу: г. Москва, ул. ****
Кроме того, в указанном протоколе отражены следующие нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выявленные в деятельности ОАО "Рынок "Выхино", свидетельствующие о том, что ОАО "Рынок "Выхино" не обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- санитарное содержание торговых мест (NN 214, 219, 221, 232, 233, 311, 231, 310, 296, 319, 619, 618) павильона по реализации мясо-сырья, разрубочной, холодильной камеры по хранению охлажденного мясо-сырья неудовлетворительное: на торговых местах холодильное оборудование не промыто, наружные ограждения торговых мест грязные, не упорядочено хранение личных вещей, отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены, не установлены рукомойники; в павильоне по реализации мясо-сырья, разрубочной, холодильной камере по хранению охлажденного мясо-сырья полы, стены грязные, потолок в холодильной камере не промыт, металлические стойки для подвешивания туш ржавые, на светильниках с люминесцентными лампами защитные плафоны разбиты или отсутствуют;
- на части торговых мест (NN 761, 762, 757, 756, 231) используется изношенное, с разбитыми, заклеенными скотчем стеклами холодильное оборудование, в результате чего не соблюдаются температурные режимы хранения и реализации пищевых продуктов (сырое мясо, свежемороженая рыба);
- на торговых местах (NN 293, 533) осуществляется реализация продуктов питания без холодильного оборудований: сгущенное молоко, реализуется без холодильного оборудования, в то время как в соответствии с информацией, указанной производителем на маркировке потребительской упаковки температура хранения этого продукта должна быть не выше +10 С; кондитерские изделия с заварной начинкой "Взбитые сливки", творожными начинками реализуются без холодильного оборудования, в то время как необходимая температура хранения и реализации этих продуктов не выше соответственно +10 С и +4 С;
- используемые на торговых местах разделочные доски без маркировки выполнены из материалов, не соответствующих санитарным требованиям (NN 338, 761, 752, 757, 756, 769, 768, 765, 772, 749, 204);
- на торговых местах осуществляется нарезка мясной гастрономической продукции, разруб мяса при отсутствии условий для обработки разделочного инвентаря (NN 214, 204,338,222,231); - санитарно-техническое состояние части торговых мест (NN 337, 335, 221, 219, 619, 231, 232, 233) неудовлетворительное, нарушена целостность стеновых панелей, полы прогнившие, с неровной поверхностью, закрытые линолеумом наружные ограждения частично деформированы, кафельная плитка на полу выбита, линолеум рваный;
- на торговых местах (NN 219, 221, 769) отмечается наличие мошек, мух;
- продавцы на части торговых мест (NN 619, 222, 502) работают без санитарной одежды;
- продукты питания частично хранятся непосредственно на асфальте, на полу в палатках, павильонах, торговых рядах без поддонов, подтоварников (торговые места NN 533, 222, 337, 335, 325, 310, 619);
- на торговых местах (NN 619, 232, 503) осуществляется реализаций гнилых фруктов с нарушением целостности кожуры (бананы, персики, абрикосы);
- на транспортной таре реализуемой плодоовощной продукции, сухофруктов отсутствуют этикетки с информацией, наносимой в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- на потребительской упаковке реализуемых хлебобулочных изделий (торговое место N619) отсутствуют этикетки с информацией, наносимой в соответствии с требованиями законодательства РФ, не представлены сопроводительные документы.
Санитарное содержание территории рынка неудовлетворительное, текущая уборка своевременно не обеспечивается, канализационные трапы засорены мусором, стоками.
Таким образом, согласно протоколу об административном правонарушении санитарно-техническое состояние территории рынка создаёт угрозу жизни, здоровью населения и может способствовать возникновению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, что является нарушением: ст. 11 (обязанности юридических лиц), ст. 17 (санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения), ст. 24 (санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта) Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г., ст. 3 (оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий), ст. 4 (обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий), ст. 20 (требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации) Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.00 г. N 29-ФЗ; ст. 13 пунктов 1, 2, 3, 4 (требования к содержанию рынка), ст. 14 п.1 (требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке) Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ; а также СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Названные нормы СП 2.3.6.1066-01 предусматривают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьём и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
В протоколе отражены конкретные нарушения требований следующих пунктов СП 2.3.6.1066-01, допущенные ОАО "Рынок "Выхино":
- 10.1 (все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. В организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование);
- 13.5 (работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены);
- 4.8. (светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стёкол на продукт);
- 10.8 (текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости);
- 7.2 (количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объёму работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше +6°С);
- 7.5 (хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции);
- 8.5 (для каждого вида продуктов выделяются отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые хранятся в соответствующих помещениях, отделах на специально отведённых местах);
- 6.1 (организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке);
- 10.5 (режим мытья торгового инвентаря ручным способом);
- 5.10 (полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов);
- 8.24 (в организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов; непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязнённой скорлупой, с пороками, <_> загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; <_> без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации;
- 9.2 (реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается),
- 9.7 (реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых навалом, с земли не осуществляется. Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается);
- 12.1 (в организациях торговли не допускается наличие насекомых (вредные членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.). Для борьбы с насекомыми и грызунами используются современные и эффективные средства, разрешенные для применения на территории Российской Федерации в установленном порядке);
- 14.2 (соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Установленные выше обстоятельства по существу доводами жалобы не опровергнуты и подтверждается совокупностью других исследованных судом доказательств, в том числе, копией служебной записки (л.д.16), копией акта проверки, проведённой в порядке прокурорского надзора (л.д. 17-22), фотографиями (л.д. 28-78), протоколом от 3 августа 2013 года о временном запрете деятельности ОАО "Рынок "Выхино" (л.д. 4-6), которые получили оценку в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Рынок "Выхино" правильно квалифицированы судом по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции принципа состязательности процесса нахожу несостоятельными, поскольку суд исследовал все представленные доказательства, в том числе допросил свидетелей А.Н. ***, Е.А. **** (понятых), С.А. *** (и.о. Генерального директора ОАО "Рынок "Выхино"), С.В. **** (юриста ОАО "Рынок "Выхино"), на которых ссылалось ОАО "Рынок "Выхино" в свою защиту. Суд учёл, что защитник ОАО "Рынок "Выхино" участвовавший при рассмотрении дела, частично признал вину указанной организации, подтвердил факт ознакомления генерального директора ОАО "Рынок "Выхино" В.А. **** с протоколом об административном правонарушении, пояснил, что ранее зимой 2013 года на рынке уже проводилась проверка Роспотребнадзора г. Москвы, последнему выдавалось предписание об устранении аналогичных нарушений закона при назначении наказание в виде штрафа.
Кроме того, принимаю во внимание, что в обжалуемом постановлении суд разъяснил ОАО "Рынок "Выхино" право заявить ходатайство о досрочном прекращении исполнения назначенного по настоящему делу наказания в случае установленных нарушений. Между тем, признавая свою вину частично, защитники ОАО "Рынок "Выхино" И.В. **** и В.В. **** не представили каких-либо доказательств в подтверждение устранения хотя бы тех недостатков, которые они признавали.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена без представителя ОАО "Рынок "Выхино" и понятых и даже фактически не проводилась, опровергаются содержанием протокола об административном правонарушении, в котором имеются подписи понятых, Генерального директора ОАО "Рынок "Выхино" В.А. ****, приложенными к протоколу фотографиями, отражающими антисанитарное состояние на рынке ОАО "Рынок "Выхино", достоверность которых не вызывает сомнений.
Кроме того, из показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей охранников ОАО "Рынок "Выхино" А.Н. ****, Е.А. *** (охранников ОАО "Рынок "Выхино") усматривается, что в 9 часов 3 августа 2013 года им сообщили, что на рынке производят фотосъёмку, они подошли к месту фотосъёмки, сотрудник Роспотребнадзора О.А. **** пригласил их быть понятыми, они подписали представленные им документы, замечаний не имели. В суде первой инстанции указанные свидетели не утверждали, что обстоятельства, удостоверенные ими в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют действительности.
Свидетель С.А. **** (и.о. генерального директора ОАО "Рынок "Выхино") в суде первой инстанции дал аналогичные показания, объяснив причины, по которым он отказался от подписания протокола об административном правонарушении - Генеральный директор В.А. **** сказал, что все вопросы будет решать сам.
Допрошенный в суде второй инстанции свидетель В.А. **** не назвал конкретных фотографий, которые бы не относились к территории рынка ОАО "Рынок "Выхино". При этом он подтвердил свои подписи в протоколе об административном правонарушении, в том числе об ознакомлении с протоколом. На вопрос суда, - имели ли место нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, пояснил, что не может ответить на этот вопрос, не отрицал при этом, что содержание протокола не соответствует фактическим обстоятельствам.
Защитник ОАО "Рынок "Выхино" Д.Т. ***** представил решение N 6 Единственного акционера ОАО "Рынок "Выхино" от 14 августа 2013 года ГУП "Московский метрополитен", на основании которого за антисанитарное состояние рынка ОАО "Рынок "Выхино" В.А. **** освобождён от занимаемой должности, на должность Генерального директора назначен А.К. ****, принято решение о получении согласия о ликвидации ОАО "Рынок "Выхино".
В.А. **** пояснил в заседании суда второй инстанции, что данное решение от 14 августа 2013 года ему известно, с прекращением с ним трудового договора она согласен.
Имеющиеся в деле доказательства опровергают доводы жалобы о том, что руководство ОАО "Рынок "Выхино" не знало о проведении проверки, поскольку оно присутствовало при проведении проверки, не имело замечаний к протоколу об административном правонарушении и не оспаривало ранее выявленных в ходе прокурорской проверки от 2 августа 2013 года аналогичных нарушений закона в деятельности ОАО "Рынок "Выхино".
Таким образом, у суда второй инстанции нет оснований соглашаться с доводами жалобы о нарушении органом, проводившим административное расследование, требований ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях Главным государственным санитарным врачом по Восточному административному округу города Москвы.
При таком положении прихожу к выводу, что постановление о привлечении ОАО "Рынок "Выхино" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей законно и обоснованно в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - до истечения одного года со дня совершения административного правонарушения.
Кроме того, принимаю во внимание, что менее строгий вид административного наказания не обеспечивает достижение цели административного наказания с учётом объёма и характеры выявленных нарушений, создающих реальную опасность санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 7 августа 2013 г. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Н. Пономарёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.