Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 мая 2013 года по протесту Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на постановление начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в ЗАТО Сибирский старшего лейтенанта внутренней службы А.Д.А. от ДД.ММ.ГГ, которым
Ж.А.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес", проживающий по адресу: "адрес", работающий "данные изъяты",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ, составленному участковым уполномоченным полиции МО МВД России по ЗАТО Сибирский лейтенантом полиции И.Д.С., ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" час. "данные изъяты" мин. в закрытом административно-территориальном образовании (далее также - ЗАТО) Сибирский возле дома "номер" по "адрес" был выявлен гражданин Республики Казахстан Ж.А.Г.., который нарушил режим пребывания, правила передвижения и порядка выбора места пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в отсутствии специального разрешения (пропуска), разрешающего нахождение на территории ЗАТО Сибирский, то есть совершил правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Начальником ТП УФМС России по Алтайскому краю в ЗАТО Сибирский по делу вынесено вышеуказанное постановление.
В протесте Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах просил указанное постановление изменить, переквалифицировать действия Ж.А.Г. на ст. 20.19 КоАП РФ и понизить наказание до "данные изъяты" рублей, ссылаясь на то, что постановление является незаконным и подлежит изменению, поскольку в его описательной части указано, что Ж.А.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за отсутствие специального разрешения (пропуска) на территорию ЗАТО Сибирский, при этом материалами дела установлено, что Ж.А.Г. обращался в органы миграционной службы с заявлением на временное проживание на территории Российской Федерации, следовательно, существо правонарушения, совершенного Ж.А.Г., состоит в нарушении установленного законом особого режима в ЗАТО, то есть в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.19 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Решением судьи Новоалтайского городского суда от 15 мая 2013 года протест прокурора оставлен без удовлетворения.
В протесте, поданном в Алтайский краевой суд, Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах просит решение судьи отменить, постановление должностного лица изменить, переквалифицировав действия Ж.А.Г. с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ на ст. 20.19 КоАП РФ, и понизив наказание до "данные изъяты" рублей, обязать УФМС России по Алтайскому краю возвратить Ж.А.Г. излишне уплаченный им штраф в размере "данные изъяты" рублей, ссылаясь в обоснование на прежние доводы, полагая, что решение судьи городского суда основано на неправильном толковании правовых норм.
В судебное заседание Ж.А.Г. не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем протест прокурора возможно рассмотреть без участия Жакиянова А.Г. согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив доводы протеста, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав прокурора Т.О.Н., настаивавшую на удовлетворении требований протеста, лицо, вынесшее постановление, А.Д.А., возражавшего против удовлетворения протеста прокурора, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 года N 754 утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, в силу п. 1 данного Перечня к таким территориям относятся территории закрытых административно-территориальных образований.
ЗАТО Сибирский Алтайского края Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2001 года N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на них территориях населенных пунктов" включен в указанный Перечень.
Как усматривается из материалов дела, Ж.А.Г. - гражданин "адрес" ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" час. "данные изъяты" мин. находился на территории ЗАТО Сибирский без специального разрешения (пропуска), позволяющего находиться на территории данного закрытого административно-территориального образования, то есть, как правильно установлено должностным лицом миграционного органа и судьей, иностранный гражданин нарушил правила передвижения по территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Ж.А.Г. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ; протоколом о доставлении от ДД.ММ.ГГ, согласно которому Ж.А.Г. был доставлен в МО МВД РФ по ЗАТО Сибирский для составления протокола об административном правонарушении, при этом Ж.А.Г. пояснил, что у него нет пропуска в ЗАТО Сибирский; объяснениями Ж.А.Г. из которых следует, что он периодически навещает детей и бывшую жену в ЗАТО Сибирский, изначально по приезду в Россию хотел взять пропуск в ЗАТО Сибирский, чтобы проживать у своей бывшей жены, однако в выдаче пропуска было отказано, поскольку иностранным гражданам пропуска на территорию ЗАТО не выдаются, ДД.ММ.ГГ им было написано заявление на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, к заявлению приложены необходимые документы, в настоящее время он ждет выдачи указанного разрешения, ДД.ММ.ГГ Ж.А.Г. приехал в ЗАТО Сибирский к своей семье, при этом он прошел через центральный контрольно-пропускной пункт, и никто на входе у него пропуск не спрашивал, после того как Ж.А.Г. навестил семью и пошел на автобусную остановку около киоска Роспечать его остановил сотрудник полиции, который потребовал представить документы для удостоверения личности, Ж.А.Г. предоставил необходимые документы, однако в связи с отсутствием пропуска на территорию ЗАТО Сибирский Ж.А.Г. был доставлен в отдел полиции для разбирательства; рапортом участкового уполномоченного полиции МО МВД России по ЗАТО Сибирский лейтенанта полиции И.Д.С. от ДД.ММ.ГГ; копией паспорта Ж.А.Г..; письмом заместителя начальника отдела ФСБ России войсковой части "номер" Б.Р.В. от ДД.ММ.ГГ "номер", согласно которому гражданину "адрес" Ж.А.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, допуск на территорию ЗАТО Сибирский, а также на территорию площадки "номер" не согласовывался, войсковой частью 52929 пропуск не выдавался.
Доводы о том, что в действиях Ж.А.Г. отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, а имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.19 КоАП РФ, судьей проверялись и правомерно признаны несостоятельными.
Указание прокурором на то, что ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившиеся в нарушении установленных правил, в том числе передвижения или порядка выбора места пребывания и жительства в Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не может быть принято во внимание, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является самостоятельным основанием для привлечения лица, совершившего указанное правонарушение, к административной ответственности. Исходя из грамматического толкования нормы, законодатель не ставит нарушение иностранным гражданином, в частности, правил передвижения по территории Российской Федерации в зависимость от отсутствия у данного лица документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Кроме того, субъектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отличие от ст. 20.19 КоАП РФ, является иностранный гражданин или лицо без гражданства, указанной статьей установлена ответственность за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе, выражающиеся в нарушении правил передвижения по территории Российской Федерации, что имело место в действиях Ж.А.Г.
Таким образом, действиям Ж.А.Г. должностным лицом миграционного органа и судьей городского суда дана правильная юридическая оценка, а доводы, содержащиеся в протесте прокурора, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Ж.А.Г. в пределах санкции ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Поскольку процессуальных нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, не установлено, протест прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 мая 2013 года оставить без изменения, протест Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах - без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.