Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционной жалобе Дорофеева В. Н. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 июня 2013 года по иску Дорофеева В. Н. об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорофеев В.Н. обратился в суд с иском, просил обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю восстановить нарушенное право путем признания факта снятия Дорофеева В.Н. с учета в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Алтайскому краю 20.04.2004г., взыскать компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГ Дорофееву В.Н. было выдано извещение о наличии сведений о том, что он поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГ. по новому месту жительства: "адрес". Данная постановка на учет является неправомерной и повлекла нарушение его прав, а именно, начисление страховых взносов, пени и штрафов в Пенсионный фонд России в размере *** руб.
Дорофеев В.Н. был поставлен на учет как индивидуальный предприниматель Межрайонной ИФНС России N 9 по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ. по месту жительства в "адрес". 20.04.2004г. им было подано заявление в вышеуказанную ИФНС о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, там же им было получено свидетельство о снятии с учета в налоговом органе, после чего он выехал на новое место жительства.
С 26 мая 2004 года по июль 2012 года его никто не беспокоил: ни налоговые органы, ни Пенсионный фонд России, ни судебные приставы. В июне 2012 года после получения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании страховых взносов ему стало известно о том, что он не снят с учета в налоговом органе как индивидуальный предприниматель. При обращении в Пенсионный фонд России ему было предложено написать заявление о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя, что им было сделано с указанием на заявлении "повторно" и даты "20.04.2004".
В соответствии со ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны были сообщить в налоговые органы о фактах его регистрации по месту жительства в п.Сибирский Первомайского района, а затем в г.Новоалтайске в 10-дневный срок, что сделано не было.
Статьей 84 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять постановку на учет (снятие с учета) физических лиц по месту жительства в течение пяти дней, о чем выдавать или направлять почтой свидетельство или уведомление о постановке на учет в налоговом органе, что также сделано не было.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю узнала о факте его регистрации по месту жительства в "адрес" в ДД.ММ.ГГ, не сообщив об этом в Межрайонную ИФНС России N 7 по Алтайскому краю.
Противоправными действиями ему причинен моральный вред, который выражается в том, что на него как на незаконопослушного гражданина подан иск в суд за неуплату страховых взносов, в связи с чем он ожидает решения суда, собирает доказательства своей невиновности в течение десяти месяцев.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены Межрайонная ИФНС России N 7 по Алтайскому краю, Межрайонная ИФНС России N 9 по Алтайскому краю, Управление Пенсионного фонда России по г.Новоалтайску и Первомайскому району.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 июня 2013 года в удовлетворении требований отказано полностью.
В апелляционной жалобе Дорофеев В.Н. просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении требований, в обоснование указывает, что суд необоснованно сослался на ст.56 ГПК РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, поскольку в силу ст.6 Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений) возлагается на лиц, действия которых обжалуются.
Представители налоговых органов не доказали исполнение ими обязанностей, предусмотренных ст.ст.32, 33 НК РФ.
Кроме того, в апелляционной жалобе Дорофеев В.Н. указывает, что нахождение на учете в качестве индивидуального предпринимателя прослеживает только по записям в ЕГРИП, при этом налоговыми органами не представлено ни одного заявления с его подписями, за исключением заявлений о постановке на учет и о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, на котором имеется запись "Повторно (20.04.2004г.)". Заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поданное им 20.04.2004г., утеряно, однако, из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГ он был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Об этом свидетельствует несвоевременная передача дела из одного налогового органа в другой, принятие Дорофеева В.Н. на учет налоговыми органами при отсутствии его заявлений, неисполнение органами УФМС обязанности по передаче данных о снятии гражданина с учета по месту жительства.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения Дорофеева В.Н., его представителя *** Ю.Н., поддержавших жалобу, пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 7 по Алтайскому краю *** Н.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001г. N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с п.1 ст.4 названного Закона государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
В соответствии с подпунктами "к", "л", "н", "п" п.2, п.3, п.4 названного Закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п.п.1, 7, 9 ст.22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 23.12.2003г., действовавшей на 20.04.2004г.) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) документа об уплате государственной пошлины.
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.9 Федерального закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако, обязанность по доказыванию факта подачи 20.04.2004г. заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лежит на Дорофееве В.Н.
Как следует из обстоятельств дела, в том числе единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Дорофеев В.Н. был зарегистрирован по месту жительства в "адрес", в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. - в "адрес", с ДД.ММ.ГГ. зарегистрирован в "адрес".
Решением Межрайонной ИФНС N 9 по Алтайскому краю от 11.02.2004г. N 19 Дорофеев В.Н. на основании заявления зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи (ГРН) ***.
Приказом ФНС РФ "О структуре Управления ФНС России по Алтайскому краю" от 12.11.2004г. N САЭ-3-15/44 реорганизованы территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Алтайском крае. В соответствии с п.1.13 приказа Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Алтайскому краю, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Алтайскому краю и Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 23 по Алтайскому краю реорганизованы путем слияния и образования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Алтайскому краю.
Этим же приказом образована Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю путем слияния Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Алтайскому краю, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Новоалтайску Алтайского края и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району Алтайского края (п.1.10).
11.01.2005г. в ЕГРИП внесена запись о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России N 7 по Алтайскому краю, ГРН ***.
12.01.2005г. в ЕГРИП внесена запись о поступлении регистрационного дела в Межрайонную ИФНС России N 7 по Алтайскому краю, ГРН ***.
29.03.2012г. Дорофеев В.Н. снят с регистрационного учета в Межрайонной ИФНС N 7 по Алтайскому краю в связи с изменением места жительства, регистрационное дело передано в другой регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС N 4 по Алтайскому краю, ГРН ***.
30.03.2012г. в ЕГРИП внесена запись о поступлении регистрационного дела из иного регистрирующего органа в Межрайонную ИФНС N 4 по Алтайскому краю, ГРН ***.
06.04.2012г. Дорофеев В.Н. поставлен на учет в Межрайонной ИФНС N 4 по Алтайскому краю по месту жительства физического лица, ГРН ***.
14.08.2012г. Межрайонной ИФНС N 4 по Алтайскому краю на основании заявления Дорофеева В.Н., поступившего 07.08.2012г. (что подтверждается распиской налогового органа в получении документов), принято решение о государственной регистрации N 1589 о внесении в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения, ГРН ***.
При этом в материалах дела, в том числе едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, отсутствуют сведения о том, что 20.04.2004г. Дорофеев В.Н. обращался в налоговый орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также о том, что на основании такого заявления налоговым органом принималось решение о государственной регистрации внесения сведений в ЕГРИП.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что Дорофеевым В.Н. не представлено доказательств того факта, что 20.04.2004г. он подал в налоговый орган заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены решения не являются. Так, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей является федеральным информационным ресурсом, ведется на бумажных и электронных носителях, при несоответствии сведений приоритет имеют сведения, содержащиеся в документах. Таким образом, доводы Дорофеева В.Н. об отсутствии заявлений с его подписями, не опровергают выводов суда.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Суд обоснованно принял во внимание, что после внесения изменений в ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ внесение в ЕГРИП сведений об изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства. В соответствии с п.4 ст.22.2 названного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, налоговые органы правомерно осуществляли пересылку регистрационного дела в связи с изменением места жительства Дорофеева В.Н. после поступления об этом сведений из органов Федеральной миграционной службы.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу являются позицией Дорофеева В.Н., изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку представленных доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорофеева В. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Токарева Ж.Г. Дело N 33-6821/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
28 августа 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционной жалобе Дорофеева В. Н. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 июня 2013 года по иску Дорофеева В. Н. об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю, взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорофеева В. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.